skip to Main Content
Какую историю скрывают стены Русского музея?

25 апреля 1895 года император Николай II подписал Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием “Русского Музея Императора Александра III” и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
С этого дня началась история Русского музея, крупнейшего в мире и первого в стране государственного музея отечественного изобразительного искусства.

Из-за пандемии юбилейные торжества перекочевали в онлайн. С выстрелом пушки на сайте музея начнется трансляция прямого эфира телеканала Санкт-Петербург «Русский музей. 125 лет», а в 14.00 — трансляция череды поздравлений, фильмов о музее и викторины.

Ну а мы тем временем рассказываем историю Михайловского дворца в его до-музейном прошлом…

 

МЕСТУ НЕ БЫТЬ ПУСТУ…

«Летний сад при Петре Великом», А.Бенуа, 1902 г.

Михайловский дворец построили на том месте, где по приказу Петра I в 1719 году был разбит большой фруктовый сад, «Третий Летний». После возведения Михайловского замка здесь разместились служебные постройки, сараи и оранжереи, между которыми зияли пустыри, заросшие репейником и крапивой.

 

ЗАБОТА ОТЦА

«Великий князь Михаил Павлович», Джордж Доу, 1829 г.

Первый хозяин Михайловского дворца – последний из 10 детей императора Павла, великий князь Михаил Павлович, которого за глаза называли «рыжий Мишка». Поскольку на трон у него не было никаких шансов, Павел I велел ежегодно откладывать по несколько сотен тысяч рублей на постройку дворца, в котором Михаил смог бы, «по крайней мере, достигнув совершеннолетия, жить по-царски». Но строительством дворца довелось заниматься уже Александру I.

 

НА ЗАВИСТЬ АНГЛИЙСКОМУ КОРОЛЮ

Карл Беггров. Михайловский дворец, 1832 г. «Михайловский дворец», К.Беггров, 1832 г.

К началу строительства дворца было накоплено 9 миллионов рублей, так что главному архитектору проекта Карлу Росси позволили ни в каких фантазиях себе не отказывать. Он и не отказывал. «По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов …», — писали восхищенные современники. Посол Великобритании в Париже лорд Ливсон Гранвилл выпросил у русского императора для своего короля модель дворца…

 

ЛЬВИНАЯ ОХРАНА


Специально для украшения лестницы, ведущей во дворец из бронзы были отлиты два льва – копии античной статуи, в 16 веке обнаруженной при раскопках в Риме. В том же 16 веке с нее сделали реплику, спустя 2 века обе скульптуры украсили вход в Лоджию Ланци на площади Синьории во Флоренции. А их копии в конце концов оказались в Петербурге. И, кстати, они сторожат не только вход в Михайловский дворец. Царей зверей, удерживающих шар, можно встретить и на Адмиралтейской набережной у Зимнего дворца и на Елагином острове. Ну а что касается Михайловского дворца, то еще 25 львиных морд украшает его фасад…

 

А ПОЛЫ ИЗ АНАЖУ…

Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци. «Большая гостиная Михайловского дворца», Л.Премацци

За отделку интерьеров Карл Росси получил отдельное спасибо – орден Святого Владимира 3-й степени и участок земли для строительства собственного дома за казенный счет. «Там залы, которых стены отделаны под палевый и лазоревый мрамор, лоснятся, как стекло, и украшаются во всю высоту широкими зеркалами, в которых отражаются во множестве видов и драгоценные бронзы и пышная мебель. Двери из березы под лаком с резьбою и позолотою, и отделки карнизов и потолков лепною работою и живописью, довершают убранство… Гирлянды, как будто живых цветов вплелись и вьются по стенам белым как снег. Только что недостает аромата фиалкам и розам, а на потолке, который блещет золотом и как радуга пестреет цветами, столь легко начертаны прелестные гении и нимфы… Не говорю уже о ярких золотистых и малиновых штофах, устилающих стены комнат, о полах из розового дерева, анажу и гебенового, о коврах и прочее»… (журнал «Отечественные записки», 1825 г.)

 

ПРОЩАЛЬНОЕ НОВОСЕЛЬЕ

Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год.«Михайловский дворец», К.Сабат, 1824 г.

Освящение Михайловского дворца в присутствии императора Александра I состоялось 30 августа 1825 года. После праздничного обеда великий князь Михаил Павлович с супругой переехали из Зимнего дворца. А Александр I на следующий день уехал из Петербурга на юг, вернуться ему уже было не суждено.

Михаил Павлович поселился не только с женой и придворными, но и с целым Арсеналом — одну из своих личных комнат он отдал под коллекцию оружия и мундиров.

 

ПО РУКАМ

Для внучки Михаила Павловича, германской подданной принцессы Елены Георгиевны дворец стал обузой. Чтобы как-то окупить его содержание, парадные залы сдавались в наем для проведения конгрессов, устройства кружков и курсов, в западном флигеле расположили канцелярию Дворцового ведомства. В конце концов дворец был выкуплен Николаем II за 4 миллиона рублей. Прежним владельцам было разрешено забрать на память «самое дорогое». Они поняли это буквально и снесли все, вплоть до каминов…

 

СВОБОДУ РУССКОМУ ИСКУССТВУ!

Министр финансов Сергей Юльевич Витте предложил Николаю I устроить во дворце Русский музей имени императора Александра III, резонно заметив, что русское искусство, которому в Эрмитаже отводится всего лишь один зал, ущемлено в правах. По легенде, решающую роль в истории появления музея сыграла предпоследняя выставка Товарищества передвижных художников, место которой нашлось в доме Боткиной на Сергиевской улице. Не удивительно, что на фоне возраставшего русского патриотизма монарх согласился.

…На протяжении первых 22 лет управляющим музеем был великий князь Георгий Михайлович, которому пришлось не только заботиться о художественной начинке музея, но и решать бытовые проблемы, вроде замены отопления и вентиляции. И не надо думать, что Георгий Михайлович был исключительно хозяйственником, он прекрасно разбирался в живописи и собрал мирового уровня коллекцию монет. Расстрелян в 1919 году как заложник в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии.

 

ПЕРЕСТРОЙКА С ТОПОРОМ

Но, прежде чем в марте 1898 года открыться в статусе музея, дворец пережил грандиозную перепланировку. Василий Свиньин, которому была поручена перепланировка дворца, тоже себе ни в чем не отказывал. Он снес восточный корпус, где располагались конюшни и манеж (ныне там Этнографический музей). И уничтожил практически весь интерьер, созданный Росси. Не унесенные наследниками Михаила Павловича бра и канделябры летели из окон во двор. С неистовством вандала Свиньин собственноручно сдирал со стен штоф и ковры, рубил плафоны. Каким-то чудом уцелели Парадная лестница и частично Белый зал.

И еще — потрясающий кунштюк истории. Первый Русский музей, точнее «музеум», основал еще в 1819 году коллекционер Павел Свиньин, убежденный, что «Только зная свое Отечество, россиянин может в полной мере чувствовать своё достоинство, убеждаясь опытами, что благословенное его Отечество изобилует всеми сокровищами мира, всеми прелестями природы». Жил он на… Михайловской площади, которую сегодня мы знаем, как площадь Искусств.

 

ПЕРВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

«Христос и грешница», В.Поленов, 1888 г.

К открытию коллекция Русского музея состояла из 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графического листа, которые оторвали от себя Эрмитаж («Последний день Помпеи» Брюллова и «Медный змий» Бруни) и Академия художеств. Часть коллекции — из императорских дворцов и личной коллекции Александра III, в частности «Христос и грешница» Василия Поленова и «Ермак» Василия Сурикова. В общем, первая экспозиция, разместившаяся в 37 залах, впечатляла: «Садко» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Явление Христа Марии Магдалине» Александра Иванова (подарок художника Николаю I на именины), «Камилла» Бруни, «Тайная вечеря» Николая Ге, «Ермак» Сурикова, «Парижские балаганы» и «Русалка» Константина Маковского…

Фото на обложке: Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Какую историю скрывают стены Русского музея?

Back To Top