skip to Main Content
Театральный марафон

Да, хочется дойти до театра ножками. Переступить порог, купить программку, заскочить на секунду в буфет, расположиться в креслах и… Увы, удовольствие откладывается. И все же первые майские выходные не оставят нас без сценического искусства.

Мы собрали 10 онлайн-трансляций, которые помогут скоротать вечера…

1. США. МЕТРОПОЛИТЕН ОПЕРА

На этих выходных один из самых статусных оперных театров мира покажет три спектакля – каждый из них будет доступен в течение 23 часов после презентации с 19.30 до 18.30 следующего дня (учитывая 7-часовую разницу во времени с США это большой плюс).

Во-первых, Верди. Его сразу два в эти выходные. До пол-7 вечера 2 мая, а по-нашему, это вообще ночь на 3 мая, показывают «АИДУ». Чувствительнейшая вещь, уступает разве что «Травиате». Невероятной красоты музыка, потрясающая история любви и героизма в Древнем Египте, захватывающая дух масштабность – не удивительно, что этот шедевр Верди не сходит с оперных афиш. Два года назад Метопера возродила «Аиду», подчеркнув эпичность оперы с помощью сложных проекцией и анимации. Но главное в постановке – соперничество (только ли в любовном треугольнике?) Аиды — Анны Нетребко и коварной принцессы Амнерис — Аниты Рачвелишвили.

Дальше. «ЛУИЗА МИЛЛЕР» все того же Верди. Показ ее начнется 3 мая в 10.30, если по московскому времени. Так получилось, что эту оперу по трагедии Шиллера знают меньше, чем безусловные вердиевские шедевры «Риголетто», «Травиата» или ту же «Аиду». Хотя по эмоциональности она им не уступает. Дуэт отца (эту партию исполняет легендарный Пласидо Доминго) и дочери Миллер – поистине тончайшая психологическая драма, — может и камень довести до слез.


Вечером 3 мая (не устаем напоминаем про разницу во времени) вступает такой тяжеловес, как «КНЯЗЬ ИГОРЬ». Реально тяжеловес, не для всех, но «Половецкие пляски» стоят того, чтобы настроиться в этот вечер на Метрополитен опера. К тому же, в роли князя, который ведет свою дружину против половцев – Ильдар Абдразаков. А он хорош.

2. АВСТРИЯ. ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА

Театр, возникший в середине 17 века, когда в России народ еще развлекали скоморохи, сегодня входит в число важнейших оперных центров мира. Первые 6 рядов партера стоят по 200 евро. Так что оцените экономию и располагайтесь поудобнее, наливайте шампанское и наслаждайтесь музыкой…


 
Вечер 2 мая начинается с «КОЛЬЦА НИБЕЛУНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ». Ей-богу, так может быть: по сути – мрачное творение мрачного Вагнера, а на деле – захватывающая детская опера, в которой страсти вокруг проклятого кольца разворачиваются в мифически-сказочном мире, где есть место и злодею Фафнеру, превращенному в дракона, и смелой валькирии Брюнхильде, и умному волку, и, конечно же, не знающему страха герою Зигфриду.

Вслед за «дитя тумана» (так переводится «нибелунг») венцы покажут «ФИДЕЛИО» Бетховена. Композитор дважды редактировал свою единственную оперу, после того как ее премьера в 1805 году с треском провалилась. Вернее, так: для премьеры был выбран совсем неудачный момент, когда на пороге Вены стоял Наполеон с войсками. Удивительно ли, что в зале не было практически никого. Как ни странно, показанная в нынешнем феврале первая версия оперы опять провалилась, уже при переполненном зале. Но нам везет: транслировать будут уже ставшую классической постановку Отто Шенка.

3 мая. «ПЕЛЕАС И МЕЛИЗАНДА», опера Клода Дебюсси. В основе — пьеса бельгийца Мориса Метерлинка, которая считается главным произведением «театра символизма». Для тех, кому эти «измы» ни к чему: несмотря на «мыльный» любовный треугольник, который разрешается тем, что герой убивает брата и смертельно ранит беременную жену, — опера посвящена теме бессилия человека перед злым роком, а это понятно всем.

P.S.: Напомним, что запись трансляции будет доступна 24 часа.

3. ГЕРМАНИЯ. БАВАРСКАЯ ОПЕРА

Немцы народ педантичный. Вот, Баварская опера составила программу онлайн-трансляций аж до 19 июля.

С полудня 2 мая до полудня 16 мая мюнхенский театр будет показывать комическую оперу «ПРОДАННАЯ НЕВЕСТА» композитора с трудно произносимым именем Бедржих Сметана. Вообще, изначально он писал оперетту, но баварцы явно перепутали оперетту с цирком. С другой стороны, жонгляж, трактор и свинка, больше похожая на собаку, вносят свежесть в элитарное оперное искусство.

4. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. КОРОЛЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР


 
Можно вообще без музыки. До 7 вечера 8 мая на ютуб-канале театра доступна аншлаговая адаптация мрачной притчи Мэри Шелли «ФРАНКЕНШТЕЙН» в постановке Дэнни Бойла (его мы знаем прежде всего как режиссера культовой «На игле»). Но главный магнит, конечно, Бенедикт Камбербэтч, играет ли он чудовище или его создателя, это уж на трансляцию какой версии повезет попасть. Надо сказать, «Франкенштейн» Камбербэтчу дался нелегко: «Мои запястья изуродованы, суставы вылезают из бедер,– жаловался актер — У меня были проблемы с шеей, постоянно пропадал голос. У меня были сотрясения мозга и порезы. В левой ноге образовалась штука, которая называется подошвенным фасциитом (о господи, какие подробности!), а это значит, что сухожилия скручивается в клубок». Уже ради этих мук Камбербэтча стоит смотреть и пересматривать спектакль.

5. РОССИЯ. БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Однако вернемся в наше отечество. Большой театр делает ставку не на оперу, а на балет. 3 мая покажет «СВЕТЛЫЙ РУЧЕЙ» на музыку Шостаковича. Сюжет по нынешним временам абсолютно непроходимый: колхоз «Светлый ручей». Артисты балета, которых нелегкая занесла в этот колхоз. Агроном влюбляется в балерину, колхозница в балеруна, страсти накаляются, учитывая, что у агронома и колхозницы есть свои вторые половины. И на фоне этого бесконечного флирта в колхозе ставят балет. И в самом деле, смешно. Не смешно было Шостаковичу, когда его громили за то, что его музыка «решительно ничего общего не имеет ни с колхозами, ни с Кубанью», но это все история. А мы наслаждаемся балетом…

6. РОССИЯ. МХТ ИМ.ЧЕХОВА

Если кто вдруг за пандемией пропустил 150-летие Владимира Ильича Ленина, то вот МХТ им.Чехова напоминает, вовсе не просто так показав 2 мая спектакль «ТАК ПОБЕДИМ!». Премьера его состоялась в декабре 1981 года. Сегодня, конечно, смотреть на Калягина в роли Владимира Ильича, странно (впрочем, так было всегда – «тетка Чарлея» и вдруг Ленин). Шатров, написавший пьесу, которую во МХТ поставил Олег Ефремов, ощущал тотальное одиночество вождя пролетариата. Если не с точки зрения идеологии или большой истории, то хотя бы с точки зрения актерской игры спектакль стоит посмотреть.

Завершит выходные 3 мая «ТАТУИРОВАННАЯ РОЗА» Романа Виктюка, поставленная им тогда же, в начале 1980-х. В главной роли — молодая Ирина Мирошниченко. Конечно, не Анна Маньяни, на которую великий американский драматург (и это отнюдь не общие слова) Теннесси Уильямс написал свою пьесу, но все же…

В общем, МХТ решил порадовать нас запасами 40-летней выдержки. Не в пользу сегодняшнему дню…

7. РОССИЯ. ЛЕНКОМ

3 мая московский Ленком покажет гоголевскую «ЖЕНИТЬБУ». Традиционная для Марка Захарова клоунада на основе классики. В роли невесты, которая все не может выбрать себе мужа и мечтает, что «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча…», — Александра Захарова. В череде бесконечных ее женихов – неувядающий Александр Збруев, Виктор Раков, Дмитрий Певцов, Александр Сирин. Ничего не имеем против Сирина, прекрасный актер, а все же жаль, что спектакль записали не во времена, когда несчастного одинокого моряка Жевакина играл Олег Янковский. Это его последняя роль, с ней он попрощался со зрителями.

8. РОССИЯ. БАЛТДОМ

На самом деле, спектакль, который покажут 2 мая в 17.00, — постановка не театра «Балтийский дом», а Русского театра им.Чехова из Риги. В рамках несостоявшегося в реальности фестиваля «Встречи в России» пусть и виртуально, но все же показывают некоторые спектакли из фестивальной программы. 2 мая пришла очередь «НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА», которую поставил наш питерский режиссер, ученик Льва Додина Игорь Коняев. Пьеса Островского, а значит «вкусная» на характеры и на сюжет. И в самом деле, все крутится вокруг власти денег, которая влияет на всех. И на купца-самодура, и на застенчивого приказчика, и на мудрую вдову.

9. РОССИЯ. МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА ФОНТАНКЕ

Более 10 лет назад был записан спектакль Семена Спивака «ТРИ СЕСТРЫ». Но он и сегодня многим покажется актуально-звенящим. Сцену художники Март Китаев и Михаил Платонов расчертили железнодорожными рельсами, которые тут же в доме сестер (и брата) Прозоровых обрываются. На рельсах стоят чемоданы, столы… В Москву отсюда уехать невозможно, но и жить здесь тоскливо. Ничего не напоминает? Уже хочется вслед за сестрами воскликнуть: «В Москву! В Москву!» да теперь и в Москву не уехать. Застряли мы все где-то на полустанке… Запись «Трех сестер» будет доступна в течение суток с полудня 3 мая.

10. РОССИЯ. ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

Этой весной на сцене Театра музкомедии должна была состояться премьера мюзикла «Мисс Сайгон» в версии голландца Корнелиуса Балтуса, того самого, благодаря которому в Питере появился «Бал вампиров». Увы… Приходится довольствоваться трансляцией его же «ГОЛЛИВУДСКОЙ ДИВЫ» — 3 и 4 мая. Хотя слово «довольствоваться» — неправильное. Эта мелодрама из времен золотого века Голливуда, в отличие от «вампиров» и будущей «Мисс Сайгон», — не калька западного проекта, а проект, сделанный «под ключ». Как заметил в премьерные дни один из участников мюзикла Дмитрий Певцов, «это, действительно, полноценное шоу в хорошем смысле этого слова. И люди приходят и получают праздник. Здесь разворачивается замечательная человеческая история, где-то веселая, где-то грустная, где-то узнаваемая, а где-то и странная…».

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Театральный марафон

Back To Top