Можно только гадать, каким бы был город на Неве, если бы не итальянские архитекторы: Трезини, Растрелли, Росси, Кваренги. Никто иной как выходец из Венеции Альберт Кавос построил Мариинский театр. А неаполитанец Франческо Арайя написал первую русскую оперу. Так что Фабио Мастранджело, дирижер родом из Апулии, прибыв в самый итальянский город России, вписался в отличную компанию соотечественников. И более того, стал амбассадором России за рубежом и Петербурга в России. Сегодня маэстро, исполняется 55 лет. И в этот день мы решили поделиться 25 фактами о Фабио Мастранджело.
Полное имя музыканта — Фабио Массимо Джузеппе Мастра‘нджело. Почему-то в России его чаще всего называют Мастрандже‘ло. Фабио посмеивается, но все же поправляет, – ну а вдруг, и в самом деле, привыкнут говорить правильно
В детстве Фабио много общался с бабушкой, которая любила рассказывать историю Римской империи. В школе для юного Фабио стало неприятным сюрпризом, что вовсе не все дети знают, кто такой Юлий Цезарь.
Другим неприятным сюрпризом стало открытие, что вовсе не у всех дома есть рояль. Сам Фабио сел за инструмент в 5 лет, первым учителем был его отец Гульельмо Мастранджело — одаренный пианист, которому не суждено было посвятить себя музыке и который надеялся, что дети воплотят его мечту. Послушный Фабио, обожавший футбол, все же с готовностью разучивал гаммы — из чувства долга перед отцом. Любопытно, что хотя Фабио показал себя как талантливый пианист, Гульельмо Мастранджело мечтал, что его сын станет дирижером. И ведь получилось!
А ведь Фабио мог стать архитектором, как его старший брат, — так увлеченно тот рассказывал о своих проектах, осуществленных в Европе, Южной Америке, Китае. Но все же музыка, которая не в камне, победила.
Дирижировать Фабио Мастранджело начал вдруг и сразу. В 20 лет, выйдя из стен Консерватории, он сразу же стал концертмейстером в оперном театре. Однажды дирижер театра, который должен был за сценой управлять хором в 3 акте “Риголетто”, опоздал на спектакль. Подменить попросили Фабио: ”Ну что, ты не можешь махать палочкой на счет раз-два-три?”. Наблюдавший со стороны музыкант заметил: ”Фабио, у тебя есть дирижерский талант!”
В 9 лет Мастранджело довелось провести больше часа вместе с Нино Рота. “Крестный отец киномузыки” директорствовал в консерватории города Бари, в которой учился юный Фабио. Однажды маэстро зашел в комнату, где Фабио репетировал Грига, и заслушался. Спустя годы Мастранджело старается протянуть эту связь с Нино Рота и часто исполняет его музыку. Именно благодаря Фабио впервые в России прозвучали некоторые симфонические произведения Нино Рота — 2 виолончельный концерт, 3 симфония, концерт для струнных.
Связь с Нино Рота могла стать еще более тесной, если бы юный Фабио знал, что великий композитор умел немного говорить по-русски, и своего племянника, также ставшего дирижером, убеждал: “Лучшие в мире музыканты и оркестры — советские, и если тебе посчастливится с ними играть, неплохо было бы знать русский язык”. Как ни странно, но и Фабио лет в 7 или 8 открыл для себя русский алфавит и начал его самостоятельно изучать. Летом 1999 года это знание очень облегчило жизнь Фабио в России.
Впервые на петербургскую землю Фабио ступил 6 июня 1999 года. Это был, пожалуй, самый жаркий за несколько последних десятилетий июнь. Музыкант почувствовал себя обманутым: ну как же, ему обещали, что в Петербурге так же холодно, как в Сибири. И, да, медведи повсюду. А тут, пожалуйста, жара, ничуть не уступающая родной итальянской.
Приехал Фабио в Россию (из Канады, до этого прожил несколько месяцев в Штатах — не понравилось нигде, категорически) на мастер-класс для дирижеров. Но уже через 3 дня проводивший занятия маэстро Александр Канторов поинтересовался: “Фабио, зачем вы здесь? Вы уже дирижёр, вам учиться не надо”. Канторова можно назвать музыкальным “крестным отцом” Фабио, — благодаря ему итальянец уже через год дебютировал в России с симфоническим оркестром Филармонии. Тут же посыпались приглашения дирижировать в Новосибирске, Кисловодске, Екатеринбурге, Петрозаводске. Началась русская жизнь Фабио.
В 2011 году Фабио Мастранджело получил российский паспорт. Через несколько лет принял православие.
Первый месяц в Питере Фабио прожил в доме № 6 на Казанской улице. Из его окон можно было видеть не величественный храм, а садик у Казанского, где рядом с фонтаном местный люд выгуливал четвероногих питомцев. И тем не менее Фабио этот вид казался очень даже поэтическим. Поскольку в крохотной комнате, увидев которую впервые Фабио испытал самый настоящий культурный шок, делать было нечего, он тут же ушел гулять. Без карты. Фабио решил: “Ну ладно, у меня же отличный ориентир − Казанский собор. В первые же 10-15 минут прогулки я понял, что придется здесь жить, так красиво вокруг”. Именно тогда он и решил свою судьбу…
Конечно же, итальянца покорили знаменитые петербургские белые ночи. В течение того летнего месяца 1999 года он практически все ночи гулял, спал лишь урывками между уроками и посещениями Филармонии и Мариинского театра. Музыканту было легко, – его все время куда-то звали: «Маэстро, пойдемте с нами, мы вам покажем…». Итальянец полюбил Петербург, а Петербург отвечал ему взаимностью.
Переехав в Петербург окончательно, Фабио вначале поселился на набережной Адмирала Лазарева, затем на Васильевском острове. Сейчас его родиной стала Петроградская сторона. Главным маршрутом — от дома у площади Льва Толстого до Александровского парка, где находится Мюзик-Холл, который Фабио Мастранджело возглавил в августе 2013 года.
Симфонические оркестры “Северная симфония” и “Северная симфониетта”, которыми руководит Фабио Мастранджело, — единственные симфонические оркестры Петроградского района, а Мюзик-Холл — единственный театр на Петроградской, где исполняется полномерная симфоническая музыка.
Мастранджело мечтает вернуть Мюзик-холлу его историческое название — Николаевский театр (в дореволюционные времена это был Народный дом императора Николая II). Почему бы и нет, в самом деле? Ведь есть же в Петербурге Мариинский, Михайловский, Александринский театры. Николаевский бы отлично вписался в этот ряд.
Вообще-то Фабио просто суждено было найти свое место в жизни именно в Петербурге, городе ангелов. Ведь бабушку музыканта звали Анжела, что в переводе с итальянского означает «ангел», а фамилия «Мастранджело» и вовсе переводится как «маэстро ангелов».
Еще об удивительных связях Фабио с Россией. В его родном городе Бари покоятся мощи святителя Николая Чудотворца, которого всегда почитали в России, и там каждый год бывает очень много русских паломников. Девичья фамилия мамы — “Руссо”, что переводится как “русский”, так что возможно, у Мастранджело есть русские корни. Отец Фабио назвал дочку Валентиной в честь Валентины Терешковой, первой женщины, полетевшей в космос.
Русский язык Фабио знает практически в совершенстве, даже анекдоты травит с легкостью необыкновенной. Но ни на какие курсы русского в Петербурге не ходил, учил все на слух. Что и говорит, слух у него идеальный.
Вся жизнь Фабио посвящена музыке. Если открыть карту России, кажется, не найдется места, где бы он ни дирижировал, — все будет утыкано флажками. Но при этом музыкант в курсе всех событий, — он не просто смотрит новости на Euronews, BBC, CNN, но и сопоставляет их, анализирует. Так что с ним можно поговорить и о политике.
В молодости, кстати, принадлежал к партии молодых коммунистов. Хотя и без фанатизма, просто Фабио тогда казалось, что идеи коммунизма – это самое правильное, если мы хотим построить лучший мир.
Как известно, талантливый человек должен быть талантлив во всем. Фабио не только прекрасный музыкант, но и отменный кулинар. У него с первого раза получились идеальные пельмени. Ну а если говорить о его любимой пасте (что касается еды, Фабио признается, что он “гастрономический шовинист”, предпочитает итальянскую кухню, делая исключение только для наших блинов и пельменей), то он может целый месяц готовить одно это блюдо и ни разу не повториться. В этом году в одном онлайн-проекте даже учил готовить настоящую римскую карбонару под музыку из оперы Пуччини “Тоска”, действие которой разворачивается в Вечном городе.
Одним из самых главных своих проектов Мастранджело справедливо считает международный фестиваль “Опера всем”, который стал одной из визитных карточек Петербурга. По подсчетам оперные спектакли фестиваля за 8 лет посетили более 200 тысяч человек. В этом пандемическом году онлайн-трансляцию оперы-открытия фестиваля “Борис Годунов” Мусоргского посмотрело более 1 миллиона человек.
Мастранджело все называют солнечным человеком, который всегда улыбается и все свои переживания оставляет при себе. Но есть кое-что, что у Фабио всегда вызывает грусть. Пиноккио и клоуны! Пятилетний Фабио, которого мама посадила смотреть мультик по сказке Карло Коллоди, ужасно расстроился, глядя, как деревянный мальчишка предпочел школе цирк и предал старика Джузеппе. Как говорит Фабио: “Мне, человеку, который так уважает родителей и с детства пытался вести себя хорошо, невозможно понять Пиноккио! Как же так можно!”.
Сын Фабио Стефан тоже явно не сторонник Пиноккио, и предпочитает учиться в школе, а не развлекаться. В декабре ему исполнится 11 лет, и он уже отменный пианист. Увлечен электронной музыкой. Фабио не против, главное ведь что — музыка.
Сам Фабио любит не только классику, но и джаз, и популярную музыку, вроде той, что исполнял Джордж Майкл, да и по поводу этно сомневаться не приходится — Мастранджело не раз работал с Гораном Бреговичем и выступал на фестивале этнической музыки в родной Апулии. Одним словом, Фабио интересна любая музыка. Разве что кроме heavy metal.
Елена Боброва
[…] не мог маэстро Фабио Мастрандж&…, ведь он родом из […]