«Вечность была в наших устах и глазах», — бросает египетская царица Клеопатра своему возлюбленному, римскому полководцу Антонию.
Как насчет того, чтобы окунуться в трагическую страсть двух обреченных любовников Шекспира, в исполнении Рэйфа Файнса и Софи Оконедо?
Главный британский театр, Королевский национальный , продолжает радовать театралов всего мира, выкладывая свои хиты на собственном YouTube-канале. С вечера 7 мая мы целую неделю сможем наблюдать за трагической борьбой между любовной страстью и долгом двух героев прошлого, воспетых Шекспиром.
«Что погубило Марка Антония, человека великого и с благородными задатками, что привело его к чужеземным нравам и неримским порокам, как не пьянство и не страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину?», — сетовал Сенека. Вот об этом Шекспир написал свою великую трагедию.
Софи Оконедо, которую мы знаем по сериалу «Пустая корона» и фильму «Отель Руанда», отличная актриса – харизматична, экспрессивна, одним словом, Клеопатра ей вполне впору. Но главный магнит здесь, конечно, Рэйф Файнс. Для большинства он «английский пациент», или Амон Гет в «Списке Шиндлера», или чопорный консьерж в «Отеле «Гранд Будапешт»», или, наконец, воплощение зла, лорд Волдеморт в киношной поттериане (а кому-то повезло увидеть его в роли Пушкина в фильме про Рудольфа Нуреева, им же, Файнсом, и снятом). Короче, кинозвезда. Но сам-то он заслуженно считает себя прежде всего театральным артистом, да еще и собаку съевшим на Шекспире. Саймон Годвин, когда ставил в Национальном Королевском театре «Антония и Клеопатру», все не переставал восхищаться, мол, Рэйф так глубоко погружен в творчество Великого Барда, что цитирует его огромными кусками. «Эти слова, кажется, обволакивают его», — заметил Годвин.
Кому-то (британцам в первую очередь) везло, они уже видели Файнса на сцене в роли Гамлета, Ричарда II и Ричарда III. Теперь повезло и всем нам. Хотя первая мысль – какой Марк Антоний, этот закаленный в боях воин, любитель кутежей и разгула? Утонченному актеру, который в 8 колене родственен британской королевской семье, ближе умница Цезарь, но воля режиссера такова – Антоний, возлюбленный Клеопатры.
Постановка Годвина — это не только отличная актерская игра и вечная шекспировская классика. Это еще и актуальный взгляд на современный мир. И слова Клеопатры «ответственны владыки за все, что совершалось в их правленье» злободневно монтируются с крещендо минометных взрывов на разбомбленных улицах. Ближневосточные споры продолжаются, как и много веков назад…