По образованию Куралех филолог, но – так уж сложилась жизнь, – занимается грузоперевозками. Наверное, в дороге и набрал «фактуру» для своей пьесы. Но если бы не война, может, и не стал писать для театра, а так, говорит, трудно было держать в себе. Получилась документально-мифологическая притча о войне на Донбассе.
Это странно, это почти оксюморон – Юлия Ауг, В основу пьесы «Перемирие» положен реальный факт: в 2014 году на нейтральной полосе строили дом украинцы и донбассовцы. красивая, женственная, почти что олицетворение Матери, ставит спектакль про войну, вернее, про хрупкое перемирие. А может, напротив, в этом закономерность? Кому как не женщинам пытаться остановить бессмысленный «вооруженный конфликт»? Так в начале 90-х в Грузии возникло миротворческое движение «Белый платок» – режиссер Кэти Долидзе призвала женщин последовать за ней к линии фронта в Абхазию с белыми платками, чтобы остановить войну. Удивительно, но Кэти Долидзе похожа на Юлию Ауг, с поправкой на национальные черты: Юлия по-эстонски белокура, Кэти – типичная грузинская княжна. Но Ауг не организовывает движения и пусть – каждый делает, что может.
По сюжету Четыре мужика – два «укра» и два «сепара». Во время перемирия их отправляют отстроить разрушенный после бомбёжек дом на нейтральной полосе. В этом доме живет… Мария. И ждет ребенка. У каждого из этих непримиримых врагов есть своя правда, за что они воюют. Но как говорит Алексей Куралех, есть высшая правда — правда божьей любви, которая связана с образом Марии. Она просто хочет родить и воспитать ребенка. Не для войны.
На репетиции Юлия Ауг в кожаных штанах – как в военной форме, она своя в брутальном мире спектакля «Перемирие». В этом мире стальная конструкция строительных лесов, два безнадежно чахлых деревца и ряды грубо сколоченных скамеек. Пространство между ними максимально сужено — зрителю не дадут возможности самоустраниться, остаться лишь наблюдателем. Нет, придется принять вызов актера, когда он, глядя прямо тебе в глаза, расскажет, как вез куме труп своего племянника…
Два «укра» и два «сепара» строят дом. Не вавилонскую башню. Напротив, этот дом их объединяет. Они вместе едят яблоки, выпивают, мечтают, поют песни – грузинскую и ах, это чудное «Ніч яка, Господи! Місячна, зоряна. Ясно, хоч голки збирай…». Но надолго ли это перемирие?
Премьера – 8 и 18 февраля.
Текст: Екатерина Юрьева
Фотографии предоставлены пресс-службой театра