skip to Main Content
Зачем Байрону медведь?

20 лет назад ЮНЕСКО спохватилось: у поэтов нет своего дня. Чтобы исправить ситуацию, музе поэзии с не самым благозвучным именем Эвтерпа срочно выделили дату — 21 марта.

Многие сегодня озадачены: а вообще, где она, поэзия? Понятно, что кто-то пишет стихи, но о размахе пушкинских времен, Серебряного века или не таких уж далеких 60-х говорить не приходится. Логично предположить, что поэзия ушла в рок, рок – в рэп.

Для тех, кто считает, что рэп это сплошное фу, а не поэзия, ответ от Дмитрия Быкова: «Рэп меня восхищает. Чем больше людей слушает рэп, тем больше приобщается к сложной поэзии. Потому что Оксимирон – это именно сложная, многозначная фонетически очень богатая поэзия».

Вот еще реплика, на этот раз Анатолия Белого, актера МХТ, который параллельно основатель и идеолог проекта «Кинопоэзия»: «… Поэзия, как природа, существует помимо наших человеческих желаний и приказаний. Она находит сама своих адептов и неважно, сколько их числом. И, мне кажется, совсем скоро начнется новый мощный виток развития русской поэзии. Уже сегодня поэзия очень актуальна, собираются залы послушать Веру Полозкову, ставятся поэтические спектакли, программы, чтецкие вечера. Мощную позицию занял рэп. И хотя сами рэперы говорят, что они «читают тексты», лучшие образцы рэпа можно назвать современной поэзией – те, в которых сквозит своя сердечная рана, боль. Рэп может быть умным, социально острым и в то же время тонким, наполненным человеческими переживаниями. Вот послушайте Оксимирона – да, у него ненормативная лексика, но иногда он добивается какой-то невероятно мощной образности. Для меня настоящая поэзия – это когда есть выражение больной души. А иначе это всего лишь однодневка, пена дней».

Из актуального. Все культурные институции, оказавшиеся в эпидеомиологической блокаде, прорываются из нее по-разному. Музей-заповедник «Царское Село» например, с помощью поэтического слова – там запустили марафон «Карантин со стихами» (#карантинсостихами). Сотрудники музея читают строки, так или иначе связанные с Царским Селом. Среди авторов, вдохновленных красотой этого места, – Александр Пушкин, Федор Тютчев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Эрих Голлербах. Записанные на видео стихи выкладываются в сторис на странице музея в Инстаграм.
 

И еще ТОП-10 фактов о поэзии и поэтах:

· Самая длинная поэма в мире – «Махабхарата». Этот индийский эпос, датируемый 4-м веком до нашей эры, насчитывает более 100 тысяч строк и около 1,8 миллионов слов.

· Самая древняя сохранившаяся эпическая поэма — Эпос о Гильгамеше, существе, которое было наполовину Богом, наполовину человеком. Считается, что она была создана в 3-м тысячелетии до нашей эры в Шумере (ныне Ирак).

· Три самых продаваемых поэта в мире — это Шекспир, Лао-Цзы и Джалал ад-Дин Мухаммад Руми, персидский мудрец 13 века, предвосхитивший свое будущее. «После смерти ищите меня не в земле, а в сердцах просвещенных людей».

· Еще из разряда «самых-самых». Казалось бы, куда короче стихотворения Джорджа Макдональда под названием «Самая короткая и сладкая из песен», состоящее всего из двух слов: «Возвращайся домой». Но его обошел американский поэт Арам Сароян. Его четырехконечная литера «М» была названа в Книге рекордов Гиннеса, как самое короткое в мире стихотворение.

· Как известно, Владимир Маяковский отличался изобретением новых слов. «Дрыгоножество», «сердцелюдый», «испавлиниться», «быкомордая» и «мясомясая» (как это произнести-то?) не прижились, как и «задолицая», слава богу). А вот «голоштанный» вполне вписался в современный лексикон. Немало и тех, кто тоскует по «молоткастому» и «серпастому». Благодаря поэзии в обиходе появились такие слова, как «памфлет» (это плод комического любовного стихотворения XIV века «Памфилий или о любви») и – внимание, — «сифилис». Такое имя дал своему герою, больному галльскому пастуху, итальянский врач-поэт 16 века Джироламо Фракасторо. А вот Федор Тютчев первым запустил в оборот слово «оттепель» в отношении политического послабления и выражение «гнилой Запад». А мы-то думали, это все словесные игры советской эпохи.

· Англоязычный мир особенно почитает Джона Мильтона. Его поэма «Потерянный рай» о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека, считается одной из величайших поэм в мире. Но Мильтон был также историком и публицистом. Он жил в середине 17 века, но, согласитесь, название его «Речи о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии» звучит по-прежнему актуально. Но самое удивительное: этот истый пуританин переплел книгу стихов в кожу ближнего своего. Пусть это кожа убийцы, но все же…

· Кому что надо для вдохновения. Шиллеру было достаточно набит ящик письменного стола гнилыми яблоками, Пушкину – выпить лимонаду. Чарльзу Буковски в помощь были кошки: «Когда я чувствую себя подавленным, все, что мне нужно делать – это наблюдать за моими кошками, и мое мужество возвращается». Сэр Вальтеру Скотту не нужны были тишина, покой и яблоки с лимонадом, он предпочитал творить в окружении вопящих детей. Да что говорить – большую часть своей эпической поэмы «Мармион» он написал верхом на лошади…

· Взаимоотношения поэтов с животными – это отдельная история. Лорд Байрон, например, обожал своего нюфа Боцмана и, когда тот почил в бозе, оплакал его в стихах: «Здесь погребены останки того, кто обладал красотой без тщеславия, силой без дерзости, храбростью без свирепости, и всеми достоинствами человека без его недостатков». Короче, Байрон, будучи студентом Тринити-колледжа в Кембридже, тоже хотел завести четвероногого друга. Но в школе было запрещено держать собак. Что ж, юный аристократ приобрел медведя («самого лучшего в мире ручного медведя»), которого водил на цепном поводке. «О боже, зачем?! – отшатывались от Джорджа однокашники и педагоги. А он меланхолично отвечал: «Он нужен мне для общения».

· Слава еще одного сэра, Джона Саклинга, жившего в 17 веке, давно прошла. А в его время весь высший свет зачитывался его изящно-циничной лирикой («что за черт меня втравил в этакое дело? Я любил ее три дня – и не надоело»). Увы, свой земной путь поэт завершил весьма вульгарно – «принял яд и умер самым жалким образом, исходя рвотой», как задокументировал современник. Но все же память о себе сэр Саклинг оставил надолго – он изобрел карточную игру криббедж, которую «лоббировали» серьезные люди — Бенджамин Франклин и адмирал Нельсон.

· И, наконец, вы знаете, что кто-то страдает «метрофобией – страхом перед поэзией, кто-то, наоборот, «метроманией» — неудержимым желанием писать стихи. Ну, а «рапсодомантией» — предсказанием будущего путем случайного выбора стихотворного отрывка, — развлекались многие…

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зачем Байрону медведь?

Back To Top