6 сентября 1916 года.
Основан первый в мире супермаркет.
Это произошло в штате Теннесси, США. И если Нэшвилл, столица штата, может считать себя родиной музыки «кантри», то Мемфис, самый большой город Теннесси, гордится статусом родины первого магазина полного самообслуживания.
Концепцию современной розничной торговли предложил сын неудачливого фермера, с 11 лет пахавший на лесопилке и бросивший школу в 14. Так что с образованием у Кларенса Сондерса было не очень. Но он пробился из нищеты и безвестности, чтобы взлететь на вершину финансового успеха, а потом бесславно рухнуть…
Идея Сондерса была удивительно проста: он убрал в своем магазине старые прилавки, поставил турникеты на входе и выходе, на полках разложил товары… Кстати, от одного ассортимента дух захватывало, – в магазине Сондерса, который он назвал Piggly Wiggly, было в 4 раза больше товаров, чем в обычном продуктовом магазине. И если чего в нем не было, то разве что свежего мяса.
Но первым посетителям, которые переступили порог Piggly Wiggly через несколько дней после официальной даты основания магазина, было не до свежего мяса. Из торгового зала на улицу вырывалась музыка, которую наяривал духовой оркестр, а в дверях всех встречал сам 35-летний импозантный Кларенс Сондерс и дарил дамам цветы, а детям — воздушные шарики. Осчастливленные цветами и шариками, они двигались вдоль полок с аккуратно расставленными товарами, украшенными ценниками, и сами выбирали свои покупки, которые клали в деревянные корзинки. Это было так удивительно! Были даже весы для покупателей, чтобы взвешивать сахар и крупы. Наверняка, этой новинке больше всего обрадовались дети: «Мама, я хочу поиграть в магазин!». Это и в самом деле было замечательно: не надо было передавать клерку список товаров и терпеливо ждать, когда он наконец соберет все нужное, ведь куда интереснее самоиу прогуливаться по магазину и – «ах, мне хочется эти конфеты! Они выглядят так шикарно!». Вот тогда-то упаковка и узнаваемость бренда приобрели особое значение для компаний и потребителей.
Единственные, кто был недоволен новшеством, – продавцы, ведь в их услугах больше не нуждались. И наверняка они радовались, когда до них доходили слухи, что у Сондерса в очередной раз украли с полки товар. Но для пионера ритейла это было как укус комара, – убытки от этих мелких краж с лихвой покрывала прибыль от увеличившихся в разы импульсивных покупок.
В магазине Сондерса не иссякал поток покупателей. Появился второй, третий, десятый Piggly Wiggly. На пике своего феноменального успеха компания Сондерса управляла 2660 магазинами и ежегодно выручала более 180 миллионов долларов.
Но потом Сондерс умудрился все потерять. Он заигрался с акциями Piggly Wiggly, обанкротился и был вынужден продать свое детище, как раз тогда, когда была закончена отделка его кричаще-розового мраморного особняка…
А Piggly Wiggly не так давно отметили свое столетие. 600 независимых магазинов компании с этим забавным названием и сегодня работают в 17 штатах, в основном в небольших городах.
Кстати, о названии, который с английского переводится, как «вертлявый поросенок». Сондерс не любил объяснять его происхождение. Обычно он рассказывал, как однажды ехал в поезде и, выглянув в окно, увидел забавных поросят, которые пытались пролезть под забор, что навело его на мысль о рифме. Есть версия, что все дело в «Сказках дяди Уиггли на ночь», — историях, которые появились в газетах как раз в то время. Но однажды на вопрос, почему он выбрал такое необычное название для своей компании, Сондерс признался: «Чтобы люди задавали именно этот вопрос».