skip to Main Content
Однажды в истории. 28 апреля

28 апреля 1927 года.

В Ленинграде заиграли джаз.

30 апреля традиционно отмечают Международный день джаза. Мы, в отдельно взятом Петербурге можем отмечать свой день джаза на 2 дня раньше. Как же зарождался джаз в городе трех революций?


АДРЕС: МОЙКА, 20

В нашем городе джаз начался именно здесь, в Капелле. Вечером 28 апреля 1927 года на академическую сцену впервые вышел «Первый концертный джаз-банд». Сыграл оригинальные джазовые пьесы и джазовые обработки поп-классики. И, конечно, сразу же понеслась критика: «Сколько-нибудь культурный слушатель, пришедший на «концерт» джаз-банда… должен испытывать нестерпимые муки при виде того, как тупо искажаются ритмы, как варварски, словно топором обрубаются гармонии, как в угоду танцевальному «богу» приобретают характер бессмысленной пародии мелодии и созвучия, овеянные для нас поэзией и глубокой волнующей значимостью». Эти «нестерпимые муки» испытывал сын композитора Римского-Корсакова. И можно себе представить, как в глубине души нехорошо было критику от того, что варварские ритмы раздаются со сцены Капеллы, где в свое время Римский-Корсаков заведовал музыкальным образованием и для которой писал духовные хоры. Но тем не менее место премьеры джаз-бенда не случайное – в коллективе, который организовал Леопольд Теплицкий, играли преподаватели консерватории и музыканты из симфонических оркестров, за что его и прозвали «джазом профессоров». Сам Теплицкий уроки джаза брал в Штатах, куда отправился с легкой руки наркома просвещения Анатолия Луначарского. Оттуда музыкант вернулся с нотами, пластинками, саксофонами и банджо.


АДРЕС:
НЕВСКИЙ пр., 52

Сегодня в доме на углу Невского и Садовой – театр Марионеток. А в конце 20-х годов был концертный зал Кружка друзей камерной музыки. В нем выступали Прокофьев, Шостакович и «Ленинградская джаз-капелла» Геннадия Ландсберга, которая первой начала исполнять советские джазовые композиции. Одной из них была «Джаз-лихорадка» Генрика Терпиловского.

АДРЕС: САДОВАЯ, 12

Странная вещь. С одной стороны, с подачи Максима Горького джаз называли «музыкой толстых», а с другой – поощряли. В этом доме с колоннами находился Кинотеатр рабочей молодежи. Именно здесь ленинградский обком комсомола поручил сыну царского полковника, экономисту Ленинградского управления совхозами Генрику Терпиловскому организовать молодежный джаз-оркестр. Потом, конечно, развивать свои музыкальные таланты Терпиловскому пришлось в лагерях Средней Азии и Дальнего Востока. В Ленинград он уже не вернулся, уехал в Пермь. Спустя 30 лет Утесов, услышав пермский эстрадный оркестр, сказал Терпиловскому: «В Союзе два таких оркестра – мой и твой».

АДРЕС: МЮЗИК-ХОЛЛ

Кстати, об Утесове. Глубокое заблуждение считать Утесова не то что пионером советского джаза, а вообще джазменом. И, тем не менее, широкую популярность в СССР джаз приобрел во многом благодаря утесовскому ансамблю. Как говорил Леонид Осипович: «У них, там, — Луи Армстронг.  А у нас я – Утесов». Не слишком скромно, но доля истины в этих словах есть, конечно…

Дебютировал Теа-джаз Утесова на сцене Малого оперного театра, нынче это Михайловский театр. А развернулся во всю свою мощь в Мюзик-Холле, куда на должность художественного руководителя и главного дирижера Утесов переманил Исаака Дунаевского.

В 1932 году здесь состоялась премьера обозрения «Музыкальный магазин». Это была первая российская постановка в духе американских шоу и европейских ревю. И именно она послужила отправной точкой для создания первой советской музыкальной кинокомедии «Весёлые ребята».  Кстати, имя главного персонажа в спектакле и фильме было одно – Костя Потехин.

х/ф «Веселые ребята», реж. Г.Александров, СССР, 1934 г.

 


АДРЕС
: МОХОВАЯ, 18

В этом доме не столько играли, сколько слушали. Здесь жил Сергей Колбасьев – первый советский джазовый теоретик. Его память весьма своеобразно почтили в фильме «Мы из джаза» (кстати, первоначально музыкальную комедию режиссер Карен Шахназаров хотел снять о молодом Леониде Утесове).

х/ф «Мы из джаза», реж. К.Шахназаров, СССР, 1983 г.

 Реальный Колбасьев, из рода обрусевших мальтийцев, был очень серьезным человеком — боевым офицером, дипломатом, изобретателем, поэтом, и, наконец, фанатом джаза. Ему довелось пообщаться с легендарным Полем Робсоном! А  главное, он собрал крупнейшую по тем временам коллекцию грампластинок – свыше 200 штук. Колбасьев не любил слушать джаз в одиночестве, так что по вечерам в его квартире услышать Гершвина, Армстронга, Эллингтона собирались поклонники новой музыки.  Неудивительно, что Терпиловский, создав свою новую джазовую пьесу «Блюз Моховой улицы», посвятил ее Колбасьеву, а впервые ее исполнил в Кинотеатре рабочей молодежи, на Садовой улице… Судьба Колбасьева печальна и закономерна для своего времени – его расстреляли, как шпиона.

…Джаз олицетворяет внутреннюю свободу. Не удивительно, что новая волна интереса к нему возникла в период хрущевской «оттепели». Но это уже другая история…

 

 

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Однажды в истории. 28 апреля

Back To Top