16 сентября 1907 года.
В столице Российской империи появился первый транспорт «на электрической тяге».
В это воскресное утро священники окропили вагоны трамвая английской фирмы «Бреш» святой водой, и в них уселись ВИПы того времени – городской голова, градоначальник, члены Городской думы и, конечно же, журналисты. Прежде чем отправиться в путь, выпили шампанского и произнесли немало тостов. Дело было важным, можно даже сказать, эпохальным: наконец-то государство победило капитал (но об этом позже). После того, как выпили за здравие Государя, всего городского самоуправления, управы и ревизионной комиссии, вспомнили и о трамвайном рабочем, «на своих плечах вынесшего миллион пудов трамвайных работ». Как едко заметил корреспондент газеты «Русскiй голосъ», «этой справедливой оценки своего труда не слышали рабочие, так как их представителя на торжестве не было».
Наконец, первый трамвай тронулся, управляемый Генрихом Графтио, одним из разработчиков трамвайной линии (народ был уверен, что вагоновожатый птица и вовсе высокого полета, зарубежный граф Тио). По скором возвращении (всего 7 минут потребовалось, чтобы проехаться по первой линии от Адмиралтейства до Большого проспекта Васильевского острова), как сообщал все тот же корреспондент «Русского голоса», «городской голова вышел на площадку головного вагона и, обращаясь к публике, провозгласил: «Трамвайное движение в Петербурге открыто, ура!». На это раздалось ответное «ура» присутствовавших. Публика устремилась в вагоны, впереди всех мальчуганы. Кто постарше, замешкался, а мальчуганы заняли все места. В мгновение ока раздались звонки кондукторов и вагоны покатились с первыми платными пассажирами». Кстати, о мальчишках и девчонках. Совсем скоро их станут пускать в вагон по линейке, начертанной при входе на высоте одного метра. Те, кто пониже, ездили бесплатно. Родители, не желающие оплачивать проезд переростков, доказывали, что росту добавляет головной убор. Так появилось выражение «рост – метр с кепкой».
Вообще, с электрическим трамваем в столице империи приключилась странная вещь. Казалось бы, быть Петербургу пионером в своем отечестве. Но город на Неве уступил Киеву. Первая линия электрического трамвая в России открылась именно там. «Многие любопытные катались по несколько раз туда-назад», — писала газета «Киевлянин». Петербуржцы могли только позавидовать жителям Киева, а потом Нижнего Новгорода, Екатеринослава (Дневропетровск), Елисаветграда (Кировоград), Курска, Витебска, Севастополя, Житомира, Лиепая… Короче, Петербург стал лишь 28 по счету городом в России, в котором открылось трамвайное движение.
А ведь еще осенью 1880 года штабс-капитан гвардейской артиллерии Федор Пироцкий на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Выгода была налицо – никакого навоза, в котором города 19 века просто утопали, огромная скорость – 35 км/ч против 8-10, которые могла выдавать конка.
Но в Петербурге свое веское слово сказали владельцы конно-железных дорог, имевших в своем хозяйстве шесть конных парков, насчитывающих три с половиной тысячи лошадей. У монополистов был козырь: договор аренды улиц сроком на 30 лет. Стращали и извозопромышленники: сколько будет жертв напуганных электрическим экипажем лошадей? И не сосчитать! Петербургу оставалось ждать. И когда, наконец, истек срок договора аренды, столица империи словно решила наверстать упущенное за почти 3 десятка лет, и Петербург, вернее, тогда уже Ленинград стал самым «трамвайным» городом мира, за что и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Впрочем, и этот статус город не так давно утратил, заняв 4-е место в мире по протяженности трамвайных путей…
А на память об упрямой конке, не желавшей уходить с улиц Петербурга, остался памятник на углу 6-й линии и Среднего проспекта. И еще кое-что – во всем мире трамваи отдыхают в депо, и только в Петербурге – в парках. А все потому, что первые трамваи ставили в парки, созданные для отстоя конных экипажей.