10 апреля 1917 г.
Писсуар стал арт-объектом.
Считается, что это случилось благодаря Марселю Дюшану, который представил писсуар на нью-йоркской выставке Общества независимых художников, сопроводив его подписью «R.Mutt» (Р.Дурак). Так он мстил толпе, которая, ведомая стадным инстинктом, может вознести растоптать или растоптать произведение искусства, – так случилось с его картиной «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». «Я швырнул им в лицо писсуар, и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством», — писал позднее Дюшан. Но так ли это, вот в чем вопрос. Существует версия, что на самом деле это сделала немецкая баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен, дама весьма экзотическая – она клеила почтовые марки на щеки, брила голову и окрашивала ее в разные цвета, и если вдалеке слышалось птичье чириканье вперемежку с собачьим лаем, можно было быть уверенным: она! Ее студия на Манхеттене представляла собой свалку искореженной железной посуды, автомобильных шин, пепельниц, всего, что она могла найти на нью-йоркских обочинах. Она просила подругу, если той повезет найти консервную банку на улицу, никуда не уходить, пока жестянку не переедет грузовик. «Тогда принеси это мне».
Для Эльзы все это были объекты формальной красоты. Так вот считается, что писсуаром баронесса желала нанести оскорбление мужчинам.
Откуда взялась эта догадка? В 1983 году всплыло письмо Дюшана сестре, где черным по белому написано: «Одна из моих приятельниц представила фарфоровый писсуар в качестве скульптуры под мужским псевдонимом Ричард Мутт». Что ж, если так, то баронессу с ее фонтанным презрением понять можно: в отличие от Дюшана Эльза умерла в полной нищете.
Но кто бы ни был настоящим автором «фонтана», он поневоле создал образцовый шедевр авангарда, модель для подражания. Спустя полвека художник Даниэль Бюрен заметил, что именно с той нью-йоркской выставки «искусством, на самом деле, становится все, что угодно, стоит лишь обозначить это «что-то» как искусство».
В тот же год, когда писсуар признали искусством, Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен со своим помощником Мортоном Шамбергом создала еще один канализационный арт-объект. Водопроводную ловушку, установленную на плотницкое стусло, она назвала… «Бог». И здесь нетрудно считать оскорбительный выпад Эльзы в сторону доминирующего мужского фаллоцентрического общества.