В Саду Бенуа отрылся новый Летний сад, где до начала октября можно понаблюдать за ростом гигантского кактуса и резвящимися тюленями. А еще получить предсказание от Пушкина.
Современное искусство возвращается в общественное пространство «Бенуа 1890», — в реальном режиме там открылся второй летний сезон паблик-арт-проекта SUMMER GARDEN.
Реальному Летнему саду, разбитому при Петре I, через четыре года будут ровно 320 лет. Так что в Саду Бенуа предвосхитили волну реминисценций, аллюзий, парафраз и прочих игр на тему любимого детища императора.
На участие в проекте SUMMER GARDEN претендовало 70 авторов, в результате жюри конкурса отобрало только 9 арт-объектов. Какие-то из них сразу ассоциируются с прообразом на Неве, как арт-интервенция «Мифы» Алены Беговой, – белоснежные хитоны, наброшенные на деревья, превращают их в мраморные статуи. Томик русской поэзии – апгрейд арт-объекта прошлогоднего SUMMER GARDEN. Нынче создатель шеринг-бокса с предсказаниями Андрей Лушников вместе с художником Николаем Копейкиным расписали короб портретами Пушкина, который как-то писал своей Натали: «Летний сад — мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, встаю и пишу. Я в нем дома».
Классик не случайно называл Летний сад огородом, – в парке и в самом деле когда-то стояли теплицы и оранжереи. Об этом нам в Саду Бенуа напоминает пятиметровый стальной кактус. Какие только растения не пытались привить на петербургской земле. Ведь даже привычный для нас дуб появился здесь лишь благодаря Петру Алексеевичу. Мексиканскому кактусу повезло меньше. «Вырастить большой южно-американский кактус, стоящий среди типичных русских берез, наверное, такая идея была апофеозом садовнической мысли, — говорит автор скульптуры Артур Джаруллаев. — Есть доказательства, что попытки приживить ростки были, но в силу совершенно неподходящих климатических условий и почв, это не было достигнуто».
Вообще, чего только не затевал строитель Петербурга в своем саду-огороде. Есть свидетельства, что в первом фонтане на Главной аллее Летнего сада при Петре I плескались «дивные морские животные» тюлени. Диана Капизова возродила его, правда, с помощью дополненной реальности. Наведи смартфон на QR-код и почувствуй себя одним из удивленных гостей Петра Алексеевича.
Гигантская «Порфировая ваза» Егора Звездина, вернее, половина от нее, встречающая гостей выставки на входе – воспоминание о вызывавшем большой общественный резонанс разрушении настоящей Порфировой вазы Летнего сада. Та трещина, которая 12 лет назад расколола на несколько частей один из символов Петербурга, расколола и жителей города,– началась история реставрации и реконструкции Летнего сада, которую одни приняли, а другие считают полным фиаско. На мысли о сложности реставрации наводит и инсталляция художника Максима Имы «Оранжерея временно на реставрации», — обновление арт-объекта не столько возвращает к его прошлому, сколько стирает отпечаток времени. Вопрос «что же делать?» остается открытым…
О связях настоящего с прошлым — и «Пасечник» Ивана Зубарева. Его «слоеная», из листов фанеры, фигура напоминает очертаниями космонавта, – казалось бы, что у нее общего с Летним садом? Но именно Петр I привез на родину первые стационарные ульи.
Так что арт-объекты выставленные в этой галерее под открытым небом не просто отвлекают от будней, но и дают пищу для ума. Еще больше ее даст рассказ куратора. На 25 и 26 июля запланирован первый BENUA ART WEEKEND, в рамках которого пройдут две экскурсии для взрослых, одна для детей.
Ольга Машкова