skip to Main Content
Доступная опера

В Петербурге с 8 по 22 августа в девятый раз пройдет Международный фестиваль «Опера – всем». И не только в онлайн-режиме.

Фестиваль «Опера – всем» уже давно называют одной из визитных карточек Петербурга. Не удивительно, что эту традицию демонстрации оперного искусства под открытом небом решили сохранить несмотря ни на что.

Международный статус фестиваля в этом году сузится до локального – 4 оперы поставят и исполнят наши соотечественники. «Но мы ничуть не огорчены этим фактом, — признается музыкальный руководитель фестиваля, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело. – Уровень российских исполнителей очень высокий». Сузится и круг зрителей, которым посчастливится побывать на фестивале, — в этом году это будут врачи больниц Петербурга. Но хотя фестиваль пройдет в ограниченном формате, зрителей у него будет еще больше, чем обычно.

На следующий год фестиваль отметит свой первый серьезный юбилей, но уже сейчас стоит вспомнить, как все начиналось. Однажды Фабио Мастранджело, директор «Мюзик-Холла» Юлия Стрижак и режиссер Виктор Высоцкий подумали: «Финляндии, Англии или Северной Европе с погодой везет не больше, чем нам, так почему бы и нам не рискнуть провести такой эксперимент, – показать оперу в формате open-air?». За восемь лет случалось всякое, – и когда погода благоволила участникам и зрителям фестиваля, и даже когда тучи рассеивались именно на время спектакля. Но и ливень поклонникам оперы не помеха, – в прошлом году зрителям пришлось наслаждаться оперой Чайковского «Орлеанская дева» под зонтиками и в дождевиках. В этом году не придется и мокнуть под дождем.

Так что не верьте тому, кто говорит, что опера — вымирающий вид. Судя по тому количеству народа, который со своими стульчиками приходит на фестиваль «Опера – всем», чтобы на открытом воздухе послушать шедевры Верди, Моцарта или Глинки – жанр вполне востребованный. Главное – в ее доступности. И этому условию фестиваль отвечает на все 100 процентов.

«Опера – всем» с самого начала рассматривался как социальный проект, — вход на постановки у нас свободный, и мы не изменяем этой традиции все шесть лет. Наш проект выполняет очень важную функцию – дает возможность людям, которые любят оперное искусство, увидеть не один, не два, а сразу четыре спектакля. Тем более, в разных уличных «интерьерах» города.
Фабио Мастранджело

Когда Фабио Мастранджело, Юлия Стрижак и Виктор Высоцкий задумали проект «Опера – всем», они сразу решили: открывать новое дело надо оперой Глинки «Жизнь за царя» и именно в Петропавловской крепости. Как раз около места, где покоятся наши императоры. Это было прекрасное начало нового фестиваля, когда под «Славься, славься ты, Русь моя!» выпустили в небо голубей, и в нужный момент зазвучали карильоны Петропавловского собора.

С тех пор стало традицией открывать фестиваль оперой на Соборной площади Петропавловской крепости. В этом году место станет идеальной декорацией к мукам Бориса Годунова. Причем знатоков знаменитой оперы Мусоргского ждет сюрприз, – на фестивале исполнят первоначальную авторскую редакцию. Зрители обнаружат исчезновение возлюбленной Лжедмитрия Марины Мнишек, а вместе с ней и всего польского акта, – Мусоргского больше волновало противопоставление народа и царя. Более искушенные меломаны услышат нюансы, исчезнувшие в оркестровке Римского-Корсакова, например, одновременно играющие струнные пианиссимо и духовые форте, что, по словам Фабио Мастранджело, – «настоящая революция в музыке».

Время: 8 августа, 20.00.
Онлайн-трансляция: телеканал «Санкт-Петербург», портал Министерства культуры РФ «Культура.РФ».
Постановка Вадима Милкова-Товстоногова. За дирижерским пультом Фабио Мастранджело.
Главные партии: солисты Мариинского театра Виталий Янковский и Николай Гассиев,
солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Денис Беганский и Артем Мелихов,
солисты театра «Мюзик-Холл» Илья Лавелин и Елизавета Михайлова.

Поклонники психологической оперы Даргомыжского «Русалка» о брошенной крестьянской девушке, покончившей с собой и ставшей грозной мстительницей, смогут оценить созвучность сказочной мистики природным декорациям Елагина острова. Берег Невки обернется берегом Днепра, откуда раздастся манящий зов русалки, а Елагиноостровский дворец напомнит о хоромах неверного князя.

Время: 12 августа, 19.00.
Онлайн- трансляция: портал «Культура.РФ»,
сайты театра «Мюзик-Холл» и газеты «Петербургский дневник».
Постановка Ильи Архипова. За дирижерским пультом – Владимир Ланде.
Главные партии: солистка Мариинского театра Екатерина Санникова,
солист театра «Зазеркалье» Роман Арндт, солисты театра «Мюзик-Холл» Вячеслав Дусенко и Екатерина Моисеева.

Одна из фишек фестиваля «Опера – всем» — жанровое разнообразие. После исторической трагедии и драматической сказки русских композиторов самое время насладиться вершиной бельканто. К тому же светлый, несмотря на трагичность сюжета, барочный шедевр Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» исполнят на фоне барочного шедевра архитектуры – Смольного собора. И в отличие от «Бориса Годунова» и «Русалки» и уж тем более завершающей фестиваль «Волшебной флейты» Моцарта «Капулетти и Монтекки» Беллини практически не известна в Петербурге. Изюминкой станет и то, что в основе оперы – не шекспировская версия истории несчастных влюбленных из Вероны, а некоего Артура Брука, который написал «Трагическую историю Ромеуса и Джульетты» за два года до рождения Шекспира. В опере тоже два враждующих клана, но нет Меркуцио и Париса, Лоренцо не духовное лицо, а врач и советник семьи Капулетти, и главное — Ромео и Джульетта еще до начала повествования уже связали свои судьбы. Но зрителю надо быть готовым и к другому сюрпризу «Капулетти и Монтекки», – роль Ромео исполнит меццо-сопрано Регина Рустамова. Постановщик оперы Беллини Дмитрий Отяковский решил следовать традиции исполнения мужских партий женскими голосами, сохранившейся еще со времен эпохи кастратов.

Время: 16 августа, 17.00.
Онлайн-трансляция: общероссийский канал «Всё ТВ», доступном на платформе Wink.
Постановка Дмитрия Отяковского. За дирижерским пультом Фабио Мастранджело.
Главные партии: солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Регина Рустамова,
солистка Московского театра Новая 
Опера Валерия Бушуева,
солист Мариинского театра Евгений Ахмедов, солист театра «Зазеркалье» Яков Стрижак.

И, наконец, «Волшебная флейта» Моцарта. И мало какая локация так подходит для исполнения этой масонской аллегории в музыке, как парадный плац дворца в Царском Селе. Ведь одной из его хозяек была Екатерина II, «покровительница ордена в своем государстве и попечительница ложи в Москве». И не случайно опера Моцарта, отражающая идеалы эпохи Просвещения, веры в прогресс и знание, уже через три года после венской премьеры была исполнена не просто в Петербурге, а в императорском Эрмитажном театре. Для тех, кто далек от символики вольных каменщиков, «Волшебная флейта» — это прекрасная философская притча о поиске истинного света, а главное – великолепная музыка Моцарта.

Время: 22 августа, 17.00.
Онлайн-трансляция: телеканал «Санкт-Петербург».
Постановка Виктора Высоцкого. За дирижерским пультом Фабио Мастранджело.
Главные партии: солист Михайловского театра Борис Степанов,
солистка музыкального театра «Зазеркалье» Ольга Черемных,
солистка Мариинского театра Лариса Юдина, солисты театра «Мюзик-Холл» Тигрий Бажакин и Анна Викулина.

И еще. Накануне открытия фестиваля «Опера – всем», в ночь с 7 на 8 августа Дворцовый мост разведут под одну из 9 самых популярных оперных арий. А вот под какую – решит открытое голосование, принять участие в котором может каждый, стоит только зайти на страницу Вконтакте Комитета по культуры. Кто больше наберет голосов? Легкомысленная песенка Герцога из «Риголетто» Верди, страстная хабанера из «Кармен» Бизе, лиричная ария Ленского или чувственная каватина рахманинского Алеко?

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Доступная опера

Back To Top