Франц Легар мечтал писать оперу, а сочинял оперетту. Его знают, прежде всего, как автора «Веселой вдовы», а между тем он создал немало работ, которые просятся на сцену. Одна из них, «Царевич», о любви русского престолонаследника и балерины. Возможно, мы когда-нибудь увидим и эту интригующую историю, а пока на сцене театра Музыкальной комедии — премьера легаровской «Фраскиты».
Сюжет в оперетте не самый важный элемент, так что можно ограничиться буквально парой фраз: на границе Франции и Испании таможенники ловят контрабандистов, режутся в карты и отрываются на цыганском таборе, устраивая им форменный обыск. Владелец фабрики на французской стороне хочет выдать свою дочь замуж за парижского денди, тот прибывает со своим другом-хореографом. В итоге парижский жених влюбляется в самую красивую цыганку табора Фраскиту, а хореограф – в его несостоявшуюся невесту. В стороне нервно курит Себастьян, цыганский парень, влюбленный в Фраскиту – в спектакле будто вышедший из мюзикла Миклоша Габора Кереньи «Джекилл&Хайд». И пятеро героев этой истории безумно ревнуют друг друга. Вот такой опереточный любовный замес. И все это в сопровождении цыганских и испанских фламенко, просим их не путать, а также французского канкана.
Себастьян, весь в черном, и смахивающий на героя мюзикла по повести Стивенсона – своего рода «пасхалка» Кереньи – ведь он же поставил и «Фраскиту». Дружба венгерского режиссера и петербургского театра музыкальной комедии длится уже лет 14, и именно Миклош Габор Кереньи поставил на этой сцене не только «Джекилл&Хайд», но и «Графа Монте-Кристо» и «Канкан». Как заметил соратник Кереньи, хореограф Енё Лоусеи, «это самый талантливый режиссер в музыкальном театре, который может ставить масштабные спектакли, и главное – суперуспешные». В то время, когда Кереньи возглавил Будапештский театр оперетты и мюзикла, он превратил его из локации на обочине интереса публики в модное театральное место.
Оперетту «Фраскита» Кереньи не то чтобы осовременил (никаких гендерных перевертышей или физиологических подробностей на сцене, ставших общим местом в актуальном театре), но он придал ей драйв, свойственный жанру мюзикла.
«Тот темп, в котором сегодня исполняют большинство оперетт, не соответствует современному ритму, — убежден режиссер. — Как поют, допустим, арию Мистера Икса? Протяжно, долго. А если прибавить огня? Сделать ее более «мюзикльной»? Она зазвучит совсем иначе. Ведь в драматическом театре сегодня никто не играет, как актеры начала 20 века. Почему же жанр оперетты будто застыл во времени? Надо эту музыку адаптировать под современное ухо».
Кереньи адаптировал не только ритмы. Все привыкли, что в оперетте страдают как бы понарошку, в питерской «Фраските» все всерьез. Драматизм почти невозможной любви простой цыганки и богатого парижанина передается не только благодаря музыке Легара, но и сценографии Тамаша Ракаи, которая рождает избитую, но в данном случае точную рифму «любовь – кровь». До крови у Легара дело не доходит, все-таки оперетта – отвергнутый Себастьян не хватается за нож, а поет «если любишь, отпусти птицу на волю», и готов служить своей любимой до конца, несмотря ни на что.
Ближайшие показы «Фраскиты» — 22 мая, 10 и 11 июня
Текст: Ольга Машкова
Фото: Мария Ковалева