skip to Main Content
«Душа»: путешествие по Нью-Йорку, загробной жизни и джазу

Темнокожий джазмен, провалившийся в люк, Душа под номером 22, не желающая материализоваться на Земле и цитирующая нигилистов-философов, фантазийная загробная жизнь, экзистенциальные вопросы «что делает нас… нами?» и «зачем мы живем?» – это все доброе семейное кино «Душа», которое выходит в прокат 21 января. И оно действительно доброе и семейное – Pixar, как известно, умеет ломать стереотипы и внедрять взрослые темы в анимационные фильмы для детей.

 

Пит Доктер

Снял новый пиксаровский мульт Пит Доктер, тот самый, который написал истории игрушек и рассказ про ВАЛЛ-и, а сам снял «Корпорацию монстров», «Вверх» (первый анимационный фильм после «Красавицы и чудовища», номинированный на «Оскар» как лучший фильм), «Головоломку».

Он обожает нестандартные решения: вы часто видели мультики для детей, которые начинаются прелюдией — демонстрацией отложенных мечтаний супругов, жаждущих отправиться в манящий Парадайз-Фолс в Южной Америке, а само действие развивается, когда старик уже одинок и никому не нужен?

«Душа» в том же духе. Доктер, который видит в анимации подходящее место для обсуждения вопросов о смысле жизни, Доктер, который так здорово умеет выжимать слезы из глаз зрителей, Доктер, который загробную жизнь показывает так радужно, так же здорово умеет вселять уверенность в человеческую природу и нашу способность стать лучше.

 

Сюжет

Однако, да, сюжет. Живет себе, как ему кажется, никчемной жизнью школьного учителя музыки некий Джо Гарднер. И однажды в его судьбе наступает перелом, – успешно пройдя прослушивание в легендарный джаз-бэнд, он в полушаге от своей мечты и от рокового люка. Как только Джо, уже в образе души, понимает, что с ним произошло, он делает все, чтобы вернуться на Землю и случайно попадает в место, называемое «Великое До», где юные души обретают характер, интересы и таланты перед отправкой на Землю. Там он встречает Душу №22, которая совсем не спешит оказаться на третьей планете Солнечной системы. Этот дуэт полярных противоположностей создает настоящий беспорядок перед приземлением на Землю и помогает Джо Гарднеру найти ответы на самые важные вопросы бытия.

Искра божья

Изначально все должно было быть по-другому. Ну, или почти все.

Во-первых, согласно одной из ранних концепций Доктера, путешествие главного героя по его прошлому включало элементы ограбления в стиле, не поверите, «11 друзей Оушена» с Джорджем Клуни и Брэдом Питтом в главных ролях…

Во-вторых, собственно, Джо Гарднер и не был главным героем, и не был чернокожим. Первоначально все крутилось вокруг Души №22, которая не хочется рождаться на Земле. Поэтому большей частью история разворачивалась в мире душ.

Когда Доктер, в конце концов, решил сосредоточить внимание на Джо, он не сразу понял, кем будет его герой. Поскольку одна из главных идей фильма – столкновение творчества и прагматизма, требовался персонаж одержимый страстью к чему-то сверхматериальному. Может ученый? Или актер? Но когда речь зашла о джазе, и кто-то из команды Pixar назвал джаз «черной импровизационной музыкой», все поняли: Джо будет джазменом.

И, наконец, изменилось одно, но очень важное слово. В эфирном мире Великого До души должны найти нечто, что им нравится – получить своего рода путевку в жизнь на Земле. Авторы фильма называли это «почему». Как первое и ключевое слово в вопросе: «Почему ты хочешь отправиться на Землю?». Но зрители тестового просмотра «почему» забанили. Так родилась концепция «искры» – синонима стимулирования интереса и вдохновения. Теперь вам понятно, почему у вас иногда возникают мысли: «Хм, почему я так люблю лошадей/возиться с машинами, изучать жизнь индейцев или играть джаз»? Все это потому, что эту «искру» вы заполучили еще там, в мире Великого До.

 

Джаз и не только

Герой «Души» Джо просто искрит страстью к джазу. Совсем как Джон Батист, джазмен и креативный директор Национального музея джаза в Гарлеме, который стал идеальным консультантом для Доктера. Но Батист не просто великий джазмен и энциклопедист по части этой музыки, но и отличный культрегер. Он помог авторам «Души» подать джаз так, чтобы зацепить даже тех, кто, мягко говоря, равнодушен к этому жанру.

Джаз – настолько важный аспект «Души», что создатели фильма положили сотни часов работы и съемки длиной в тысячи кадров, чтобы добиться максимальной подлинности игры на клавишах фортепиано, на саксофоне, басу и барабанах.

Одним Батистом дело не обошлось. «Душа» пронизана и эфирной партитурой Трента Резнора и Аттикуса Росса, участников Nine Inch Nails, которые, казалось бы, находятся на другом конце музыкального спектра, но оказалось, что они отлично сочетаются с джазом…


 
Нью-Йорк, Нью-Йорк

Там, где джаз, – там либо Нью-Орлеан, либо Нью-Йорк. Авторы «Души» сделали выбор в пользу Большого Яблока. По словам содиректора Кемпа Пауэрса, «Нью-Йорк имеет одну из самых ярких историй джаза – некоторые из самых знаменитых музыкантов известны своими выступлениями в Нью-Йорке». Доктер изобразил Нью-Йорк ярким раем джаз-клубов, маленьких пиццерий и парикмахерских. И все настолько аутентично, что, поверьте, вы почти почувствуете запах свежей пиццы.


Афроамериканский дух

Бледнолицый Доктер понятия не имел ничего о блэк-культуре и, задумав сделать своего героя темнокожим нью-йоркским джазменом, отчаянно опасался сесть в лужу. Чтобы исправить лакуны в своем образовании, он, во-первых, со своей командой съездил в Вашингтон, где посетил Национальный музей афроамериканской истории и культуры. Во-вторых, Pixar набрал темнокожих креативщиков, аниматоров и художников (и дело не только в традиции, психологии, ментальности, но и в том, чтобы реалистично оживить на экране черные волосы и осветить темную кожу). В-третьих, Кемп Пауэрс стал со-директором фильма и это именно он рассказал Доктеру о важности парикмахерских для комьюнити афроамериканцев.

«Душа» – первый фильм, для которого Pixar провела расширенный просмотр для исключительно темнокожей аудитории. После восторженного приема Доктер, наконец, мог спать спокойно.

Кстати, первоначально фильм должен был выйти 19 июня, в день, когда в США отмечают конец рабства. Представители Pixar убеждают: чистая случайность, но характерная…

Экспертиза

Поскольку «Душа» – кино, которое пытается ответить на главные философские вопросы «кто ты, куда идешь и зачем?», авторы его консультировались не только с джазменами и представителями афроамериканского сообщества. По словам продюсера Даны Мюррей они разговаривали с сотнями людей, от религиозных экспертов до шаманов и инструкторов йоги, чтобы получить представление, откуда приходит душа и что с ней происходит после. Ну что сказать? Единого ответа не нашлось, разумеется…

Кстати, Доктер показал нам не только место, где все начинается и куда все уходит, но и тот астральный мир, где бродят заблудшие души. Это те, кто просто дрейфует по жизни, и те, кто, по мнению Пита, настолько одержимы своей страстью, неважно какой – кулинарной, музыкальной, компьютерной, что исключает все остальное в жизни. В итоге они перестают быть тем, кем являются.

Ну, и наконец, мэсседж «Души»: «Мечта может оказаться ловушкой. Осуществленная, она легко оборачивается рутиной. Поэтому просто ЖИВИТЕ!».


 
Текст: Максим Шахов
Фото: кадры из анимационного фильма «Душа»

 

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Душа»: путешествие по Нью-Йорку, загробной жизни и джазу

Back To Top