Известный петербургский кинорежиссер завершает работу над предельно откровенным кино: секс, ненормативная лексика и культурная столица. Почему бы и нет?
Нынешней осенью Дмитрий Месхиев («Батальонъ», «Механическая сюита», «Свои») нашел способ обойти эпидемиологически-территориальные ограничения и снял полный метр, не выходя за пределы Васильевского острова. По выражению самого режиссера — «колыбели юности и молодости».
Собственно, к созданию фильма «Хорошие девочки попадают в рай» подтолкнул локдаун – не в смысле темы, а в смысле внезапно освободившегося времени. Быстро был написан сценарий по рассказам питерского писателя Кирилла Рябова и тут же принят в работу, – в нынешних условиях затягивать планы чревато. Спустя несколько месяцев подготовительной работы прошли съемки фильма. Расходы минимизировали, как могли: то за рулем автомобиля, в котором по ЗСД едет героиня, – сам Месхиев (собственно, и авто его). То снимали в квартирах друзей – у москвича Николая Хомерики, например, который уже давно прибился к Васильевскому острову. Пожалуй, так и надо делать неформатное кино, которое мы увидим лишь на интернет-платформах.
Кастинг под стать кино – неформатный. В пару к звездной Юлии Пересильд выбрали Алеся Снопковского – не просто дебютанта в кино, а актера, работающего в Большом театре кукол у Руслана Кудашова (кстати, буквально на днях он получил «Золотую маску»). А Юлия легко и непринужденно вписалась в питерскую историю и питерскую команду. Город на Неве ей не чужд, в том числе и по студенческим наездам автостопом из Москвы к дружественному курсу Григория Козлова. «Да, мы добирались до Питера, иногда просто чтобы переночевать в “Мастерской” или погулять по ночному городу. И может, для меня и хорошо, что я здесь не жила, а приезжала, как на территорию свободы, территорию художников».
В длинном пальто, под которым мужские трусы, в огромной черной шапке, с ярко обведенными карандашом глаза — такова блоковская «незнакомка» 21 века. Героиня Юлии Пересильд не имеет имени в сценарии, но имеет непредсказуемый характер. «Дима (Месхиев – прим.ред.) очень хорошо сформулировал, что в моей героине есть невыносимая легкость бытия, несмотря на все, что с ней происходит, – заметила актриса. – У нее нет прошлого, не считая ее бывшего мужа, мы не можем предположить ее будущее. Да оно и не нужно. Мы засекаем персонажей в критической точке их существования. Дальше все будет по-другому. Но это как в жизни – живешь-живешь, и вдруг за 3 дня в твоей жизни происходит больше, чем за предыдущие 20 лет. А дальше опять – покой…».
Самая большая интрига фильма – обещанная откровенность, которая большая редкость в отечественном кинематографе. За разъяснениями мы обратились к Дмитрию Месхиеву.
— Дмитрий, если тезисно, про что кино?
— Если тезисно, то это городское кино. Кино про Петербург, про молодежь, про среднее поколение. Про попытки победить предательство, которое окружает нас каждый день, в котором и сами участвуем, которое меняет иногда наши судьбы. И при этом всем, у кино есть именно питерская аура.
— В чем суть «питерской ауры»?
— Мне словами это трудно объяснить. Но аура жизни в Петербурге не меняется, как мне кажется. Она такая же сейчас, как когда я относился к молодому и среднему поколению. Теперь я отношусь к более старшему поколению и наблюдаю за собственными детьми, просто за молодыми людьми, и мне по-прежнему кажется, что у петербуржцев разных поколений есть что-то общее. Вот это тоже хотелось передать в кино.
— Но на главную роль вы позвали псковитянку Юлию Пересильд, которая давно живет в Москве.
— Мы с Юлей знаем друг друга очень давно – потому что когда-то работали вместе (на съемках сериала «Принцесса и нищий» — прим.ред.), и потому что Юлия ставила в Псковском драматическом театре, которым я руковожу. Я очень хотел, чтобы она снялась в этом кино, – на мой взгляд эта роль очень разнообразной, очень разноплановой, с переменами душевных состояний героини подходит Юлии, очень тонкой актрисе, обладающей редкой способностью передавать нюансы переживаний.
— Понятно, между героями фильма все будет непросто. Но вы наверняка выходите за сюжетные рамки мелодрам выходного дня.
— Конечно. Я в этом кино стараюсь завязать в один узел самые разные жанры, направления. Комедия, мелодрама, приключения, психологическая драма, социальная, человеческая история. Само собой — любовь. И все это с матом, откровенным диалогами, сексом. У нас пока не делали такого кино – с предельно откровенными диалогами, отношениями и раскрытием каких-то сокровенных вещей. Во всем мире, за исключением разве что исламских стран, нет практически табуированных тем, у нас же ханжески запрещают…
— То есть без ненормативной лексики во взаимоотношениях не разобраться?
— Поймите, я же делаю картину не ради того, чтобы у меня артисты ругались матом. Это не самоцель, я не хочу этим бравировать, выпендриваться, мол, какой я смелый. Мне просто хотелось постараться сделать кино, где многое откровенно показано из того, что ханжески табуировано. И все. Чтобы люди на экране разговаривали так, как они разговаривают на самом деле.
— А разговаривают они…
— … прикрепляя разнообразные междометия. И так делают и простые люди, и интеллигентные. И рабочие, и деятели искусства, и деятели науки, и политики тоже…
— Но есть же разница между искусством и жизнью.
— Есть. Но при чем тут мат? Понимаете, какая ситуация. Мы цитируем матерные поэмы, смеемся над матерными частушками. Но это как будто отдельная система жизни. На улице и дома можно, а со сцены и с экрана – нельзя. Это ханжество. В результате мы живем в мире извечных двойных стандартов и тотального колоссального вранья. Потому что, как правило, те люди, которые так же употребляют обсценную лексику на экране, в прессе выступают против мата, говоря: “Этого нельзя делать, потому что дети будут ругаться матом”. Так вот может быть надо прекращать эту сторону нашей жизни вуалировать и делать вид, что ее нет вообще? Если признать, что русский мат – это часть нашей жизни, часть нашей культуры, то может быть, тогда он не будет так интересен молодежи, как язык протеста, как запретный плод?
— Дмитрий Дмитриевич, фильм называется «Хорошие девочки попадают в рай». Так куда попадают плохие?
— Куда они захотят… Все люди хорошие, всех жалко. Про это я и снимал кино…
P.S.: Есть надежда, что новая картина Дмитрия Месхиева «Хорошие девочки попадают в рай» будет готова уже этой зимой. И остается только дождаться информации, на какой интернет-платформе мы увидим это максимально правдивое кино…
Елена Боброва
Фотографии предоставлены пресс-службой кинокомпании «СТВ»