Расставить точки над i в истории гибели группы Игоря Дятлова в уральском «бермудском треугольнике» в ночь на 2 февраля 1959 года обещают авторы киносериала, который стартует сегодня на телеканале ТНТ и платформе Premier.
В Петербурге, в самый подходящий для этого день — в пятницу, 13 ноября, — актеры, сыгравшие «дятловцев», представили две первые серии мистически-детективного сериала. Если все восемь серий сняты на уровне первых двух, то можете быть уверены: фантастические горные виды, иллюзия советского кино и мистика происходящего будут держать в напряжении. Что еще надо знать о киносериале «Перевал Дятлова»?
1. Суть дела
· Зимой 1959 года 9 лыжников турклуба Уральского политехнического института — пять студентов, три инженера и инструктор турбазы, — начали восхождение. Дятловцы не собирались останавливаться на склоне горы, на которой по верованиям местных жителей обитают злые духи. Но по неясным причинам группа отклонилась от маршрута и заночевала прямо на Холатчахль.
· Следствие по делу о гибели туристов постановило причиной трагедии «стихийную силу, преодолеть которую было невозможно». Спустя 60 лет после загадочной смерти «дятловцев» прокурорская проверка заключила, что они стали жертвой снежной лавины. Но тайна перевала по-прежнему продолжает волновать исследователей со всего света и тех, кто не верит в банальный природный катаклизм.
2. Версии
· Разрезанная изнутри палатка, разбросанные вещи, полураздетые тела с переломами, ушибами, ссадинами. Что произошло с группой Дятлова на «горе мертвецов», не знает никто. Существует более полусотни гипотез произошедшего, — студенты могли стать жертвой простого схода лавины, беглых зэков, охотников манси, агентов спецслужб, снежного человека, древних духов, инопланетян или техногенной катастрофы. Но поставлена ли была окончательная точка в этом деле?
· По ходу следствия главный герой сериала майор КГБ Олег Костин изучает все основные версии произошедшего, постепенно отсекая их в силу тех или иных неувязок.
Евгений Никишов: «Таким образом наш проект можно назвать антологией всего, что известно об истории перевала Дятлова. В развязке зритель получит ответ на главный вопрос — что случилось со студентами в ночь на 2-е февраля 1959 года на горе Холатчахль. Мы вслед за нашим главным героем можем сказать, что в тех выводах, которые он сделал, уверены».
· Ключом к разгадке авторов сериала может послужить фраза на постере фильма — «Главная мистическая тайна СССР»…
3. Закрытые материалы
· Автор сценария сериала — Илья Куликов, автор топовых проектов «Чернобыль: «Зона отчуждения», «Глухарь», «Полицейский с Рублевки», который может похвастать пулом влиятельных поклонников из силовых ведомств. По словам одного из продюсеров и режиссеров «Перевала Дятлова» Евгения Никишова, «благодаря им в руках у Ильи оказались уникальные документы — уголовное дело, в котором содержатся материалы следствия, а также результаты доследования 2000-х годов».
· Для съемочной группы был напечатан трехтомник со всеми деталями произошедшей на перевале трагедии. Самым тщательным образом велась работа с архивами, документами и артефактами того времени. Не обошлось без однокашника дятловцев Бориса Ельцина, только чудом не собравшимся в роковой поход.
· Но «Перевал Дятлова» — это не только следование фактам. «Мы старались максимально точно следовать документам и дневникам, — заметил Евгений Никишов. — Но иногда нам приходилось что-то домысливать, потому что художественная правда важнее».
4. Стиль – два в одном
· Авторы сериала решили рассказать свою версию происходящего на «перевале Дятлова» соединив «американский нуар» с советской киноклассикой, детектив — с исторической реконструкцией похода.
· Детективной линии в стиле атмосферного нуара, расследованию майора КГБ странных обстоятельств гибели студентов, посвящены нечетные серии фильма. Сняли их Валерий Федорович и Евгений Никишов, продюсеры «Колл-центра», «Эпидемии», «Полицейского с Рублевки», которые решили дебютировать в качестве режиссеров. Режиссеры стилизованных ч/б эпизодов с дятловцами – четных серий фильма, — Степан Гордеев и Павел Костомаров (который, к тому же, художественный руководитель сериала).
5. Петр Федоров в духе «Твин Пикса»
· Практически все персонажи «Перевала Дятлова», от участников похода до прокурора Василия Темпалова, – реальные люди, и их биографии воссозданы с документальной точностью. По словам сценариста Илья Куликова, это был самый тяжелый опыт написания сценария в его жизни: «Помимо той части, где мы имеем дело с замёрзшими телами, была и другая – где ребята живые, настоящие. Для меня это было как бесконечный кошмарный «день сурка»: раз за разом я проживал с героями их последние дни, бежал по этому склону, замерзал – и всё неизменно заканчивалось смертью»…
· Вымышленным в сериале является лишь главный герой, майор КГБ Олег Костин, которого сыграл Петр Федоров, и двое его коллег. Актер признался, что при первом знакомстве со сценарием его герой напомнил ему агента Купера из «Твин Пикс» Дэвида Линча. Но майор КГБ Олег Костин оказался куда мрачнее и брутальнее.
· Персонаж Федорова, в шляпе и длиннополом пальто, удивляет не только своим нетипичным для «товарища майора» обликом. Но и мистическим даром чувствовать необъяснимое, который он обрел во время Второй Мировой, и который поможет ему разобраться с трагедией на горе Холатчахль.
6. Наив по-советски
· Стремясь к максимальной хроникальной идентичности, авторы сериала провели суперсложный кастинг на роль «дятловцев». Искали актеров не только внешне похожих на прототипы, но и тех, чья органика близка манере существования советской молодежи того времени. Валерий Федорович: «Мы прочитали дневники (погибших туристов – прим.ред.), выяснилось, что они были такие чистые, светлые, как показано в фильме «Девчата»».
· Любопытно, что актер Максим Емельянов, еще задолго до съемок в сериале рассматривая фотографии студентов, отправившихся в тот роковой поход, отметил одного из них: «Похожий на меня парень, такой же лопоухий. Вот бы его сыграть. И хотя вначале мне предложили совсем другого «дятловца», в итоге я стал Георгием Кривонищенко, как когда-то и загадывал».
· До съемок в сериале молодые актеры, сыгравшие «дятловцев», не были знакомы. Но и они стали одной командой. «Не было конфликтов, интриг, сплетен, все поддерживали друг друга», — рассказала на премьере в Петербурге актриса Ирина Касамара. «Егор Бероев (ему досталась роль 38-летнего инструктора, а на деле особиста) к тому же подарил нам замечательную поездку на заповедное Телецкое озеро, — подхватил Максим Емельянов, — второе по величине озеро после Байкала по запасу пресной воды…».
7. Ключ – в пленке
· На экране невероятно правдоподобно передана стилистика лирических советских фильмов 50-60 годов. Авторы сериала добивались не просто стилизации в диалогах, кастинге, музыке, ракурсах камеры. «Перевал Дятлова» операторы Глеб Филатов и Алексей Стрелов снимали не на цифровую камеру, а на 16-миллиметровую пленку, дающую приглушенные тона, теплый свет и особую «домашнюю» зернистость (так же были сняты и новый сезон «Твин Пикса» Дэвида Линча, и «Во все тяжкие»).
· Валерий Федорович: «Нам было важно найти фактуру того времени. Чтобы дух времени считывался не только на уровне костюмов. В пленке мы увидели ключ к этому. Сказали операторам, они покрутили у виска: это тяжело, неудобно, долго… И поставили перед нами условие: они согласятся снимать на пленку, если мы сможем отличить ее от съемки на цифру. Сняли пробные сцены на пленку и на цифровую камеру. И мы угадали!».
8. Погружение в эпоху
· Чтобы молодые актеры смогли понять, что такое лавстори в эпоху хрущевской оттепели, и прониклись духом «наивного» советского кино, перед началом съемок на Алтае им устроили показ киноклассики СССР.
· Откровением для артистов стал профессиональных подход настоящих «дятловцев», самым старшим из которых было по 24 года, к восхождению. Максим Емельянов: «Нас заинтересовало, почему в группе было всего две девочки, а не три. И оказалось, что это психологически верное решение. Будь в группе три девочки, две бы сдружились, а третья оказалась бы в стороне, и в итоге в походе мог бы возникнуть конфликт. То, что ребята знали даже такие нюансы, – это очень интересный для меня факт».
· Роман Евдокимов, сыгравший Рустема Слободина, навсегда оставшегося 23-летним, в своем инстаграме рассказал: «Иногда было не по себе, представляя, что там с ними случилось на самом деле. Не по себе от того, насколько они (и вообще люди того времени) были сильнее нас сегодняшних. Маршрут, по которому они шли, на мой взгляд, непроходим. Ну, или проходим, но для этого нужно всю жизнь посвятить только этому. А для них это был формат отдыха. Они проходили и сложнее. В перерывах между учебой. Без современного хорошего оборудования, одежды, специального питания. Тяжеленные консервы, не скользящие лыжи, тряпичные обмотки и какая-то невероятная внутренняя мощь — вот и всё, что у них было. С огромным уважением думается о них».
9. Испытание на прочность
· Актерам, сыгравшим «дятловцев», пришлось пройти физподготовку, — как заметил Максим Емельянов, «сегодня мало кто из нашего поколения ходит на лыжах».
· Но самым сложным оказались не лыжные переходы. Из инстаграма Романа Евдокимова: «… после «Перевала Дятлова» я перестал […] позволять себе жаловаться на холод. Потому что это — не холодно. Холодно — это когда сцена одним кадром снимается 6 минут, а тебе нужно вылезти из-под снега (буквально, из сугроба), а потом ещё 5 минут голыми руками этот снег рыть. Тебе в лицо направлены 2 снежные пушки, которые выбрасывают мелкие капли воды, превращающиеся на лету в ледяные пули, и 4 ветродуя (огромных вентилятора), разгоняющих эти пули в разные стороны. По фонам жгут военные дымовые шашки, лишающие возможности дышать. На улице -25С. Ночь. До палатки с теплом 300 метров по ледяному склону. Ну и с первого дубля редко получается снять… После одного из дублей я заметил, что не чувствую левой стороны лица. Не так, знаете, типа, пропала чувствительность от холода, а вот я стою, давлю пальцем себе в щеку и.. не чувствую. Вообще. Ни пальцем, ни щекой. Тряхнув головой, я увидел, как от моего лица отделяется… моё лицо. Изо льда. И втыкается в снег. Не разбившись…».
10. Места съемки
· Несмотря на сложность съемок в горах, все обошлось без экстремальных и мистических приключений. «Лишь когда мы летели на Алтай, и пилот самолета сообщил, что нам не дают сесть, придется лететь в Новосибирск, мы ощутили холодок, — вспомнила Ирина Касамара. – Почему Горно-Алтайск не хочет нас принимать, заволновались мы. Но оказалось все дело в непогоде… Так что пришлось нам из Новосибирска 12 часов добираться на автобусе по заснеженной дороге…».
· Снимали сериал в Мурманской области, на Кольском полуострове, в Выборге, в Подмосковье, в Москве, в Петербурге, в заброшенном поселке Октябрьский. Перевал Дятлова «сыграли» Алтайские и Хибинские горы. Любопытно, что Семинский перевал на Алтае, где проходили съемки, находится прямо над деревней, где рос Петр Федоров.
Елена Боброва