Как становятся дворецким, как легко «Зенит» вписался в интерьеры Капеллы, благодаря кому появились рыбки на Ушаковской развязке и где погрузиться в благостную темноту в белые петербургские ночи – об этом можно узнать в эти выходные.
Что: Психологический триллер «Аффект».
Где: Кинотеатры города.
Когда: С 17 июня.
Суть: «Вдохновляющее и накаленное до предела» (по выражению Variety) кино – отличная иллюстрация народной мудрости, что «в тихом омуте черти водятся». Глядя на скромного офицера службы безопасности лондонского аэропорта Станстед, который спокойно себе сканирует пассажиров, никто бы и не подумал, что он снимает стресс, грызя стаканы, пока десны не начнут кровоточить. Что он страдает от одиночества, что его не замечают коллеги, презирает собственный отец. В какой-то момент тихоня (Бен Уишоу, тот, который сыграл главную роль в «Парфюмер: история одного убийцы») взрывается. Освободив свои первобытные инстинкты и избавившись от необходимости соответствовать навязанным социумом правилам, он пускается во все тяжкие, и даже ограбление банка не становится для него пределом безрассудства. «Приключение героя – это тайное желание любого человека вырваться из рутины дней и выпустить наружу настоящую версию себя, чтобы снова почувствовать себя, переосмыслить свою жизнь в целом, – комментирует режиссер Энейл Кария. – В нынешнем социо-политическом климате люди, как бомба замедленного действия, готовы взорваться в любой момент».
Нюанс: Готовясь к съемкам «Аффекта», Энейл Кария провел исследование и обнаружил, что грабители банков, как правило, это вовсе не крутые альфа-самцы, как мы привыкли видеть в голливудских фильмах. Чаще всего это мужчины, которые пытаются доказать свою мужественность и вообще разобраться со своей идентичностью. «Огромный процент прежде не совершал преступлений, – говорит Кария. – Некоторые делают это инстинктивно, а не преднамеренно. Просто они достигают критической точки».
Что: «Владимир Васильковский. К 100-летию со дня рождения».
Где: Строгановский дворец (Невский пр., 17).
Когда: До 19 июля.
Суть: Ясно, что у увидевшего эту фамилию сердце не дрогнет и рука не потянется к планингу. А зря. Наверняка, проезжая Ушаковскую развязку, обращали внимание на сказочных рыб, украшающих фонари эстакады. Это придумка Васильковского. Его рук дело и старый Ушаковский мост через Большую Невку. И Итальянский мост через канал Грибоедова, и городские фонари на Васильевском острове и Московском проспекте, и часовня церкви Рождества Иоанна Крестителя на Каменном острове, и здание телецентра, и сама телебашня на Аптекарском острове (впрочем, Васильковский не любил признавать авторство телевизионной вышки, считая, что пропорции ее искажены конструкторами). Но Владимира Сергеевича не случайно называли «ренессансной личностью». Он и в самом деле только что вертолеты как Леонардо да Винчи не изобретал. Но мог и мемориальную доску придумать, хоть философу Дени Дидро (Исаакиевская площадь, 1), хоть художнику Крамскому (Биржевая линия В.О, 18), и увлечься очередной графической серией. Или претворить «Воспоминания в Царском Селе» в фарфоровом чайном сервизе. И кстати, Васильковский — учитель почти всех ныне работающих фарфористов ЛФЗ… Вот как раз графические и керамические произведения Васильковского и представлены на экспозиции в Строгановском дворце. Как сказочные рыбы на Ушаковской развязке, его «малые» работы органично переплетают в себе повседневность, мифологию и немалую толику юмора и иронии. Чего стоит хотя бы рисунок «Склад Ильичей», созданный художником, на секундочку, в 1979-м году.
Нюанс: Удивительно, что это первая персональная выставка именитого мастера в Русском музее – кроме эскизов к архитектурным проектам, Васильковскому и в самом деле было что показать. Ведь еще в детстве он получал премии за свои рисунки, и был отмечен даже на парижской международной выставке детского творчества. Мало того, сам Иван Билибин, прославленный иллюстратор русских сказок и былин советовал Васильковскому посвятить себя графике. «Ты у нас последний мирискусёныш», — благословлял его старый участник знаменитой арт-группы «Мир искусства».
Что: Фотопроект «Музыка и спорт. Движение в искусстве».
Где: Дворы Капеллы Петербурга.
Когда: Все лето.
Суть: В Капелле нередко появляются любопытные коллаборации: то художники прямо на сцене во время концерта фиксируют звучащую музыку, то исполнение «Кофейной кантаты» Баха сопровождается дегустацией этого дара инков. И, конечно, когда у тебя под боком фан-зона УЕФА, грех не задуматься, что и музыкантам не чужд спорт. Вспомним хотя бы Владимира Спивакова, который однажды в Париже отправил в нокаут местного бандита.Или пианиста Дениса Мацуева, который, кажется, одинаково влюблен и в музыку, и в футбол. С другой стороны, навскидку можно назвать Алекси Лаласа, полузащитника сборной США в 90-е, увлекшегося рок-музыкой, или ставшего рэпером баскетболиста Шакила О’Нила, включенного в список «50 величайших игроков в истории НБА». К тому же музыка присутствует практически во всех видах спорта, даже если не является основой для спортивной программы, как в фигурном катании или художественной гимнастике. Короче – идя дворами Капеллы в фан-зону УЕФА, обратите внимание на окна исторического здания, – там выставлены фотографии, на которых музыканты и спортсмены поменялись местами: оркестранты Капеллы отправились на тренировочное поле «Зенита», ледовую арену и боксерский ринг, а боксеры из спортивной федерации бокса, дзюдоисты из клуба «Трудостроитель», футболисты «Зенита» и хоккеисты СКА, наоборот, оказались в исторических интерьерах Капеллы. «Спорт – не меньшее искусство, чем искусство играть на музыкальных инструментах. Жажда творчества, престиж страны, необходимость совершенствования личности всех объединяет», – объяснила замысел генеральный директор Капеллы Ольга Хомова.
Нюанс: В Капелле фонтанируют идеями и креативом. Ее «обитателям» тесно в заданных рамках, в том числе в собственном здании, и они уже давно освоили свои дворовые локации, превратив их в арт-дворы. Летом там проводятся концерты, и нынче ожидаются выступления не только хора и симфонического оркестра Капеллы, но и джазменов, и органистов, причем, традиционный органный фестиваль переродится в органный Night Club 008.
Фото: пресс-служба Капеллы Санкт-Петербурга
Что: Международный кинофестиваль «Докер».
Где: Киноцентр «Ленфильма» и кинотеатр Каро «Варшавский экспресс».
Когда: С 18 по 27 июня.
Суть: Основная площадка фестиваля, ориентированного на независимую авторскую кинодокументалистику, – московский киноцентр «Октябрь». Но часть программы доехала и до Петербурга. Под прицелом участников фестиваля оказались и обитатели вулканического острова, которые бог знает почему не покидают опасную зону, а снова и снова отстраивают деревни из вулканических камней, и четверо канадцев – бывших преступников, пытающихся найти свое место в новой жизни, и юный ковбой Брайан, и 94-летняя блокадница, погружающаяся в воспоминания. Тени прошлого накрывают и героев других документальных проектов «Докера», один из них – русско-американский поэт и нью-йоркский госслужащий Саша Гальпер, который, узнав, что его бывшая невеста сбежала из России и вышла замуж за датского маньяка, предается размышлениям, а что было бы, если бы он остался с любимой в Москве? Поклонникам «Аббатства Даунтон» и «Дживса и Вустера» Вудхауза обязателен к просмотру «Балет дворецких», рассказывающий как в Международной Академии дворецких в Лимбурге становятся дворецкими экстра-класса. «Моей первой реакцией, когда я узнала о существовании такой Академии, было чистое изумление, – поделилась однажды своими впечатлениями режиссер из Нидерландов Марлис Сминг. – Я приехала на своей потрепанной старой машине и припарковала ее рядом с очень дорогим на вид Bentley. Здание Академии было огромным и выглядело как что-то из давно забытого века. Когда я открыла дверцу машины, рядом со мной оказался дворецкий, который держал зонт над моей головой. «Добро пожаловать, мисс Сминг», – сказал он. И когда я вошла, казалось, все ожидали моего приезда. Дворецкий жестом пригласил меня сесть на расшитый диван рядом с камином. «Хотите освежиться?» – спросил он. Сидя рядом с ревущим огнем, глядя на древности, мечи и семейные реликвии вокруг меня, я подумала: мне нужно снять здесь документальный фильм. Мне нравится возможность показать людям то, что они иначе никогда бы не увидели».
Нюанс: На «Ленфильме» покажут фильмы из нескольких программ кинофестиваля, в том числе из секции «Let IT Dok!» — единственной в мире конкурсной кинопрограммы об IT-технологиях, секции неигровых фильмов для детей и семейного просмотра «DOKer Kids», а также программы о ментальном здоровье «Док Терапия».
Что: Фестиваль «Орган в Планетарии. Белые ночи».
Где: Планетарий № 1 (наб. Обводного канала, 74 Ц).
Когда: 18-20 июня, 22.30.
Суть: Три концептуальных концерта по-настоящему космической музыки, которые сыграют лучшие петербургские органисты в единственном месте в Петербурге, где в июне можно насладиться тёмным звёздным небом.
Нюанс: Каждая из трех программ посвящена Солнцу, Луне и Венере. «Солнечная» программа зарядит ослепительно прекрасной и возвышенной музыкой разных эпох от барокко до наших дней, «лунную» программу составили так, чтобы слушатели под знаком луны, древним символом безусловной любви и сострадания, погрузились в состояние созерцания и умиротворения. Интригует программа, которая пройдет под знаком Венеры, символизирующей обольщение, но в то же время комфорт.