Андрей Жолдак, один из самых раблезианских режиссеров Европы, взялся за прозу Эмиля Золя, одного из самых реалистичных писателей Европы. Что из этого получится, мы узнаем на премьере 8 и 9 октября, которая состоится на Новой сцене Александринского театра.
Роман Золя «Нана», «оскорбляющий общественную нравственность», запрещали в пуританской Британии, а в менее чопорном Петербурге как могли стыдливо цензурировали. Жолдак, разумеется, не стыдлив, напротив, его фантазия не знает границ и запретов, и он уверен, что сегодня только шоком можно вызвать у зрителя хоть какое-то подобие эмоции. Другими словами, по-жолдаковски, «театр должен быть волком, а не кастрированным котом». Что говорить, если у него даже в классической комедии положений Гольдони всем заправляют черные ангелы, они же космические пираты.
Жолдаку свойственно выводить любую историю на трансцедентный магический уровень, так что можно ожидать, что он демонологизирует и историю парижской куртизанки, которой одержимы все мужчины. Историю страсти, похоти, безнравственности и полнейшего абьюза.
Сам Жолдак одержим героинями (Нана составит компанию Эмме Бовари, Кармен, Медее, Федре), пытаясь проникнуть в глубину человеческой психики, когда в нее вторгается любовь и ненависть. И если берется за «Идиота», то ставит не про Мышкина и Рогожина, а про Настасью Филипповну. А если «Дядю Ваню», то все, разумеется, вертится вокруг трагически-прекрасной Елены Андреевны, которая, поглощая свежие яблоки, открывает свое первородное желание…
Какой бы Жолдак не увидел Нана — жертвой мужской похоти или дьяволицей-искусительницей, — можно быть уверенным: спектакль будет радикален, изобретателен и избыточен. Как заметил глава Александринки Валерий Фокин: «Жолдак — это всегда особый, его театр».
Ольга Машкова