25 июля 1847 года.
Александр Дюма отпраздновал новоселье в своем замке Монте-Кристо.
Вообще-то на вечеринку писатель пригласил всего 50 друзей, но посетителей собралось более 600 – ну как удержаться и не попытаться взглянуть на дом, о котором ходит столько слухов: «Говорят, Дюма устроил там водопад! И там есть мавританская комната! И живет самый настоящий стервятник!». В общем, стоило поспешить. Зная радушный нрав хозяина, незваные гости были уверены: Дюма не оставит их за порогом. Он и в самом деле был рад продемонстрировать свой новый дом «всему свету»… «Это самая королевская бомбоньерка из когда-либо созданных», — довольно ехидно заметил Оноре де Бальзак.
— К господину Дюма, — сказала г-жа Меленг.
— А где это? — спросил кучер.
— На дороге в Марли.
— В Марли ведут две дороги, нижняя и верхняя.
— Черт возьми!
— Так которая вам нужна?
— Не знаю.
— Что же, у дома господина Дюма нет названия?
— Есть: замок Монте-Кристо.
.
Пустившись на поиски замка Монте-Кристо, они его нашли. Госпожа Меленг рассказала мне эту историю. С тех пор дом г-на Дюма стал называться замком Монте-Кристо»
…За два года до этого прекрасного летнего дня Дюма был на пике своей славы. Все восторгались его романами, все звали его в свои светские салоны, а он чувствовал себя уже измученным стариком. Бежать, бежать из Парижа! И он бежит в деревушку Сен-Жермен-ан-Ле. Однажды, возвращаясь с прогулки, Дюма увидел небольшой лесистый холм, возвышающийся над Сеной в Порт-Марли. Именно тогда у писателя и возникла идея построить для себя дом. Скромное такое загородное шато. «Все, что мне нужно, — это мой маленький павильон из цветного стекла, у стены которого я поставил стол», — признавался Дюма. Но пока он скупал земли и виноградные лозы, аппетит этого ненасытного эпикурейца разыгрался не на шутку, и вместо скромного убежища на холме вырос настоящий замок. В конце концов, чем он хуже сэра Вальтера Скотта, который по собственным проектам построил на юге Шотландии усадьбу Абботсфорд?
Воплотить свои идеи Дюма пригласил архитектора Ипполита Дюранда со словами: «Здесь должен быть английский парк, посреди которого я хочу построить ренессансный замок, а напротив него — готический павильон, окруженный рвом». И спустя два года писатель получил свой «рай», где жил один, «не считая гостей, которых мне приходилось принимать». «Я люблю одиночество земного рая, иными словами — пустыню, населенную животными», — писал Дюма. И, о да, он населил свой парадиз всякой живностью – собаки, кот, обезьяны, попугаи, павлин со своей павой, дюжина кур, пара цесарок, стервятник Диоген, петух Цезарь, золотистый фазан Лукулл и кони – Атос, Портос и Арамис.
Пока многочисленные и постоянные гости Дюма восхищались павлинами, радовались ужимкам обезьян и наслаждались богатством погреба, сам писатель уединялся в своем «кабинете» — павильоне в неоготическом стиле, который он назвал «Замок Иф», и на стенах которого вырезаны названия его произведений. Этакий памятник самому себе.
Дюма был излишне щедр (на камине писатель велел оставить чашу, наполненную серебром), гости — излишне бесцеремонны. Уже через год он был разорен. 21 мая 1848 года приставы описали мебель на продажу: «как современная, так и античная, готическая, средневековая, ренессансная… мебель для гостиной и спальни из красного дерева, клена, резного и позолоченного дерева, инкрустация, пианино в девять с половиной октав… великолепная люстра, масляные картины, пастели, акварели, вино разных сортов…». Через несколько месяцев Дюма расстался и с самим замком…
В свой «рай» он вернется лишь однажды. В 2002 года по указу президента Франции Жака Ширака останки Дюма были перевезены из его родного города Виллер-Котре в Париж и похоронены в Пантеоне. По пути в столицу гроб оставался на одну ночь в любимом замке автора, Монте-Кристо…
А дух Эдмонда Дантеса, говорят, часто посещает это место…