19 июля 1695 года.
В прессе появились первые брачные объявления.
Произошло это в Англии, — тогда после революции аристократия со своими сословными традициями и «божественным законом» пасовала перед буржуазией, наслаждающейся властью денег. И вот: с одной стороны возникает английский банк, фондовая биржа, страховые компании Ллойда, с другой — брак, как рынок.
Однажды на третьей странице еженедельника мистера Джона Хоутона с весьма прозаическим названием «Как улучшить животноводство и торговлю», в ряду с объявлениями о продаже арабского жеребца и подержанной кровати напечатали такие строчки: «Джентльмен 30 лет от роду, объявляющий, что он обладает значительным состоянием, желает жениться на молодой даме с состоянием приблизительно в 3 000 фунтов и готов заключить на этот счет соответствующий контракт». Тогда читатели ответили волной возмущения. Но анонимный джентльмен вместе с Хоутоном совершили настоящую социальную революцию, — уже через 15 лет целых 53 английские газеты имели колонку брачных объявлений. А Джон Хоутон, выпускник Кембриджа, фармацевт, торговец чаем, кофе и шоколадом и предприимчивый владелец газеты, официально признан создателем прибыльной рекламы: во всем мире армия желающих устроить свою личную жизнь приносила газетам и журналам постоянный и верный доход.
Первыми стали «продавать» себя мужчины. И как с начала повелось, так и пошло: одни искали «милую, разумную жену, способную общаться с джентльменами в элегантных гостиных» и от безысходности даже сообщали, что «джентльмен, живущий около Глостеншира, желает вступить в брак с любой женщиной из его сословия». Другие желали привести к алтарю состоятельных дам. Вроде «молодого и красивого» доктора, жившего в Ростове-на-Дону в начале 20 века и желавшего «жениться на особе с капиталом от 50 тыс. рублей, с хорошим характером. Намерение открыть хирургическую лечебницу». И хотя, как писала Джейн Остин: «Одинокие женщины имеют тревожную тенденцию быть бедными, и это очень сильный аргумент в пользу брака», слабая половина человечества до поры до времени не могла заявить о себе в брачной колонке. В 1727 года одинокая английская леди Хелен Моррисон из Манчестера рискнула и что? Если кто и откликнулся на ее призыв, так только мэр города, который отправил ее в психиатрическую больницу на месяц. Чтоб пришла в себя.
И все же время не стоит на мест. Возможно, благодаря дамам объявления приобрели не столь коммерческий характер, заговорили о любви. У примеру, москвич, живший в начале 20 века, писал в объявлении уже так: «Мне не нужны рапсодии Листа, я засыпаю при исполнении вагнеровского «Лоэнгрина»; современная литература не увлекает меня. Женщина, которая будет говорить о серьёзном направлении в музыке или увлекающаяся «Крыльями» Кузмина и «Саниным» Арцыбашева, не представляет для меня интереса, но я с удовольствием буду делиться впечатлениями с хорошенькой женщиной, слушая музыку Оффенбаха или Штрауса; в долгие зимние вечера, сидя у камина со стаканом хорошего вина, читать Мопассана или Марселя Прево. Наслаждаясь дивной музыкой старых опереток, болтая за бутылкой «Клико», мы изучим друг друга, выработаем общие взгляды и, наверное, закончим счастливым браком. Я молод, весел, богат».
И хотя сегодня более 200 миллионов человек по всему миру используют платформы для онлайн-знакомств, некоторые все же не уходят в виртуальный поиск. Несколько лет назад калифорнийский миллионер Марк Паскин разместил рекламу на огромном билборде, стоящем на автомагистрали Сан-Диего: «Иду подружку-латиноамериканку». Он получил более 15 000 ответов. Было из чего выбирать…
И еще несколько брачных объявлений из российской прессы начала ХХ века:
♥ «Неужели в Москве не найдется ни одной сострадательной и доброй дамы, которая согласилась бы развлечь молодого человека, 24 лет. Он — скромный и даже застенчивый, курчавый блондин, студент. Был идеалистом. До сего времени не имел ни одного знакомства ни с одной женщиной. Мрачная действительность и неудача разбила все мечты и сны… Он просит добрую даму помочь его горю и завязать знакомство. Наружностью, как говорят, довольно интересный. Подробности при личной встрече или перепиской. Если найдется добрая дама, не уродливой наружности, путь она пришлет о себе весточку. Прошу без шуток. Строгая тайна на честное слово. Цель — брак. — 19 почтов. отдел. до востребования. Тоскующему Закавказцу.»
♥ «Писатель-психолог просит дам описать ему их медовый месяц. Discretion. Морская, 30, кв. 15. Е.И.Д.»
♥ «Граф, 33 л., желает посредством брака сделать богатую невесту графиней. Затем согласен дать свободный вид на жительство. Серьезные предлож. адресовать в редакцию на предъяв. квит. Брач. Газ. за №6277»
♥ «Чуждая грубого материализма и стилизованной пошлости, желала бы переписываться с личностью, одар. умом и изящ. мысли. Письма буду брать до 10 апреля. 28 почт. отд. , пред. кв. «Нов.Вр.» №79597»