Елизавета II сегодня отмечает свой 94-й день рождения. Отличный повод, чтобы рассказать: как прошел праздник, как Елизавета II не испугалась взломщика и как художник из Ленинграда писал портрет королевы.
РАССКАЗ ПЕРВЫЙ: happy birthday
То, как в Британии отметили день рождения своего суверена, — демонстрация нового формата публичных официальных мероприятий.
Вообще-то, на свет Елизавета II появилась в апреле, 21. И по традиции, этот праздник королева отмечает в узком кругу семьи. А официально и очень торжественно — во вторую субботу июня каждого года. В этом году, разумеется, все было скромнее, — традиционный военный парад, на который ежегодно съезжаются тысячи туристов со всего мира, отменили (что случилось второй раз за все 68 лет правления Елизаветы). Елизавете в царственном одиночестве пришлось любоваться бравыми валлийскими гвардейцами, которые выступили на внутренней площади Виндзорского замка с уникальной церемонией, продемонстрировав, что и в армии возможно соответствовать социальным мерам дистанцирования (обычно гвардейцы на плацу стоят плечом к плечу, но в эту субботу их разделяли более 2 метров). Как заметил корреспондент ВВС Николас Уитчелл: «это был праздничный парад для изменившихся времен».
В 1748 году британский король Георг II, который родился в ноябре, справедливо решил, что это негуманно — заставлять свой народ дрожать под лондонским дождем, празднуя королевский день рождения. И он решил перенести официальное празднование на лето, а календарный день рождения отмечать в тихом семейном кругу. Со временем стало очевидно, что решение Георга II было не только гуманным, но и дальновидным — обычно в этот день государственная казна получает неплохую прибыль от наплыва туристов…
РАССКАЗ ВТОРОЙ: как опозорилась британская полиция
Это случилось 9 июля 1982 года. По недосмотру охраны в Букингемский дворец, да еще и в спальню самой королевы, пробрался некто Майкл Фейган. Мужчина находился в депрессии, – жена в очередной раз грозила бросить его, забрав детей, — и искал добрую душу, чтобы выговориться. Елизавета II показалась ему подходящей кандидатурой. Ее Величество – истинная леди. Она терпеливо слушала ночного посетителя, хотя вид у него был еще тот – небритый, запущенный, к тому же весь в крови (гуляя по дворцу, Майкл поранился об разбившуюся хрустальную пепельницу). Королева, конечно, нажимала на кнопку охраны, но у той был пересменок. От докучливого мистера Елизавету спас слуга, вовремя прибывший в королевские покои. Следующие полгода Фейган провел в лечебнице, – медэкспертиза обнаружила у него проблемы с психикой. У Елизаветы II претензий к нему не было…
РАССКАЗ ТРЕТИЙ: история одного портрета
С момента, как Елизавета II взошла на престол, с нее было написано более 140 портретов. Но портрет, созданный Сергеем Павленко, стал любимым портретом королевы с момента коронации.Можно не быть монархистом, но устоять перед обаянием британской монархии, как ни крути, сложно. Тем более, если монархию олицетворяет Елизавета II. Нам кажется, что многим хотелось бы иметь такую бабушку, даже если бы она не жила в Виндзорском замке. Петербургскому художнику Сергею Павленко посчастливилось лично убедиться в харизматичности королевы Великобритании.
Когда молодой человек, чье детство прошло в типичной питерской коммуналке с клопами и соседом-алкоголиком, в 1989 году эмигрировал в Великобританию, он мечтал лишь просто рисовать. Но однажды, бродя по одной столичной галерее, познакомился с ее владельцем. Слово за слово — и Павленко получил заказ, его стиль – современная классическая живопись, – отвечает традиционному вкусу британской аристократии. Первым рискнул управляющий делами королевской семьи лорд Чемберлен, герцог Эйрлие. Успех разошелся как круги по воде. В 2002 году случился апогей – Павленко позировала Елизавета II. Мы расспросили художника, как оно было…
– Сергей, как же случилось это знаменательное событие?
– Многие убеждены, что королева сама заказывает портреты. На самом деле, заказы поступают от различных компаний, организаций. В данном случае это была Drapers Company, в прошлом гильдия драпировщиков, а ныне – инвестиционный банк, часть средств которого идет на благотворительные цели. Членами этой «гильдии» традиционно являются некоторые члены королевской семьи, в том числе сама королева. Именно в ознаменование 50-летия членства Елизаветы и был заказан портрет.
– Королева и в самом деле харизматична, как кажется, когда видишь ее на экране?
– Да, харизма безусловно есть. Но первое что поражает – то, что в королеве нет ни малейшего пафоса. Во всяком случае она его не транслирует. При этом очевидно: не дай бог переступить границы дозволенного, вас сразу поставят на место.
– Ваша Елизавета подчеркнуто величественна. Хотя, судя по другим вашим работам, вы часто пишите очень личные портреты.
– Во-первых, портрет Елизаветы должен был гармонировать с портретной галереей Виндзоров – и по стилю, и по размерам, и по цвету и, конечно, по идее. Поэтому мне важно было подчеркнуть родовую преемственность королевы. Но в то же время передать то, что перед нами не только монарх, но и современный человек. Поэтому я сделал полуулыбку.
– Неуловимую, как у Джоконды.
– Любопытно, что вы это заметили. Дело в том, что несколько лет назад ко мне обратился журналист французской газеты Le Monde: «Я пишу книгу о королеве, можно ли ее проиллюстрировать вашей картиной?». Можете представить себе мои эмоции, когда я открыл книгу, которая, кажется, называется «Ужасный год»* и увидел, что на первой же странице речь идет о моей картине и улыбку королевы сравнивают с улыбкой Моны Лизы. Потом в Le Monde вышла статья с заголовком «Ее величество Мона Лиза».