Почти четыре десятка брендов представили свои коллекции за два дня fashion-проекта Global Talents Digital, который прошел 10 и 11 июня онлайн.
«Global Talents Digital существует вне классических модных сезонов и охватывает большое количество стран – как через участников, так и через трансляции. От ЮАР до Японии, от США до Австралии. И точка пересечения – Россия, Москва, откуда большинство участников первого выпуска. Мы системно поддерживаем и продвигаем молодые таланты уже много лет. Ситуация с глобальным локдауном подтолкнула нас к поискам новых форм, и одним из экспериментов станет Global Talents Digital в июне 2020», – заявил Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
За два дня Global Talents Digital стало ясно: молодые дизайнеры озабочены будущим Земли.
В виртуальном проекте Global Talents Digital большинство участников – адепты нового взгляда на ответственность модной индустрии за назревающий экологический апокалипсис. Многие, как, например, бренды ANNAIS YUCRA из Перу, австрийская модельер, выпускница антверпенской Королевской академии изящных искусств Флорентина Лейтнер или британский дизайнер Линус Леонардссон прибегают к апсайклингу*.
Другие еще более радикальны – в коллекции GUIDO VERA из Чили есть вещи, созданные из винила на основе ПЭТ-бутылок, российско-французская команда Be.Li.Ve. через соцсети собрала множество пластиковых пакетов, распространяемых в косметических магазинах, и спрессовала их в ткань, которая оказалась похожа на кожу. Аргентинский бренд CHAIN все изделия производит вручную в маленькой студии из местных необработанных тканей с использованием органических красителей. Австралийская марка JAKE LIU вносит свою лепту в экологию моды, создавая многофункциональные вещи, – и то, над чем смеялись советские граждане, смотря «Бриллиантовую руку», стало реальностью: брюки превращаются в шорты, пальто в рубашку, куртки в сумки, а трикотажные изделия – в одеяла.
Регина Турбина, дизайнер марки ophelica видит в digital-fashion светлое будущее и в доказательство тому — полностью цифровая коллекция, для выпуска которой не потребовалось ни грамма ткани, показанная на Global Talents Digital. Апофеоз экологичного подхода к моде — коллекция Сидхартха Кумара из Индии. Адаптивная одежда oversize, вставки для платьев – апсайкл, яркие ткани dakmanda, которые веками ткут и носят как саронг женщины племени гаро из Северо-Восточной Индии. Приглушенные коричневые и серо-зеленые цвета символизируют загрязненную окружающую среду. И будто этого мало – фоном для показа коллекции стала трансформация девственно-чистой планеты в мусорное чистилище…
Хомо будущего: без гендера, без лица
Если суммировать то, что показали участники Global Talents Digital, то это хоровое апокалиптическое пение на тему «как страшно жить, но мы попробуем». Но если гипнотическая психоделика всех цветов и оттенков Ванесы Кронголд из Аргентины и швейцарского дизайнера Рахель Гирагосян завораживает и примиряет с неизбежным, то сюрреалистичные мотивы, неоновые сочетания, мрачные оттенки и стейтмент-надписи коллекции российского бренда ГИДРОПЛАН погружают в вяжущее ощущение конца мира.
Можно на время убежать в прошлое, пусть это даже время холодной войны, главное – не тотальной цифры. И вот дизайнер Наталья Сущенко будто вытащила из бабушкиного сундука расклешенные брюки, плиссированные юбки из изумрудного и малиново-красного бархата.
Вербально дизайнеры транслируют свободу, но закутывают своих моделей в многослойные одежды почище, чем мороз наполеоновских солдат под Москвой. Будь то современная Золушка Флорентины Лейтнер или образы коллекции японского бренда VIVIANO.
Кого закутывают – без разницы, редкая коллекция не провозглашает агендерность, и лиф из металлика оказывается впору биологическому мужчине, как у Линуса Леонардссона. И кажется, лишь латиноамериканцы, а конкретно перуанский бренд ANNAISS YUCRA со своей коллекцией «Матриархат», еще стремятся доказать: «женщина тоже человек».
Стирается не только пол, но и личность – digital-капсулу бренда ophelica представляли цифровые модели в футуристичных материалах и текстурах, «молочную» коллекцию испанской Också — модели, скрытые под забралом фольги, а бренд BAYARTAEV – уже окончательно деконструированные некто.
Неуверенность в сегодняшнем дне и толерантность выражается в торжествующем градиенте, – больше нет четких границ между хорошим и плохим, между ею и им, между черным и белым. Пышные плащи, гигантские до абсурда буфы – парашют как символ мягкого падения в этом жестком мире. И если падать, то держа все необходимое под рукой – в рюкзаке, который в коллекции австралийского бренда JAKE LIU стал полноправным элементом рубашек и брюк.
Эксперты спорят: сохранится ли пижамный стиль и маски, как тренд, или начнется эпоха «новой нарядности», как после Великой Депрессии и Второй мировой войны. Но пока в коллекции чилийского бренда GUIDO VERA непременный атрибут – маска, а американский бренд Shell и дуэт боливийских дизайнеров Хуана Перейра и Андре Джордана предлагают спастись от враждебного мира дома, нырнув в oversize-пончо и халаты.