В инстаграме Владимира есть отличная фотография: он и Александр Пушной. И подпись: «Вчера встретились. Стояли на скале, он поднял меня за подмышки и сказал: «Симба, это все твое!». И передал мне ключи от «Галилео» от СТС».
Владимир Маркони — российский юморист и шоумен, один из авторов провокационного шоу-проекта «Реутов ТВ», ведущий шоу «Comment Out», ведущий собственной рубрики в шоу «Вечерний Ургант» и участник популярных YouTube-проектов.Все так и есть. Программа, рассказывающая о науке познавательно и увлекательно, возвращается. И вести ее будет человек с «ученой» фамилией Маркони. Мы поговорили с Владимиром и выяснили, зачем Донцовой квадрокоптер-садовод, какая самая маленькая пустыня, и надо ли клонировать хоть кого-то. А об остальном – смотрим на телеканале СТС «Галилео» с 25 мая в 14.00.– Владимир, «Маркони» – это ведь не ваша настоящая фамилия?
– Нет, псевдоним, который я взял, когда начал работать на радио и телевидении в Москве. В родном Кирове я все-таки использовал свою фамилию Волковывский. Вы даже не сможете ее произнести.
(Естественно, пытаюсь, и, естественно, не получается)
– (смеется) Вот так это работает! И вот на одном интервью гость сказал: «Парень, все хорошо! И весело, и интересно, и обаяние у тебя есть. Но с фамилией надо что-то делать».
– Ок, но почему Маркони? По большому счету, ну, кто у нас о нем вспоминает?
– В России возможно, для нас в смысле радио важнее Попов. Но на родине Маркони помнят, конечно. Мне в инстаграм каждый день приходят фотографии «улица Маркони», «дом Маркони». Так что мне показалось, что раз уж я работаю на радио, то имя ученого, который получил Нобелевскую премию, как изобретатель радио, будет отличным триггером – для тех, кто знает. А для тех, кто не знает о Гульельмо Маркони ничего, это будет просто короткая и легко запоминающаяся фамилия ведущего.
– Вот кстати, Александр Пушной по образованию физик, у него даже есть степень магистра радиофизики. А у вас как с точными науками?
– И у меня в дипломе об образовании очень крупно написано «ученый». И немножко помельче – «агроном».
– Тянуло к земле?
– Нет, к химии. Вообще для меня наличие высшего образования – это и следование семейной традиции, и очень важный социальный маркер, и то, что дает мне ощущение большей гибкости и возможности найти себя. Вначале папа, который долгое время работал заведующим лаборатории в единственном техническом вузе города Кирова, наверное, надеялся, что я пойду по его стопам. Но когда он гонял меня по геометрии и алгебре, временами смотрел с сомнением: «Володя, может, сделать тест ДНК? Может, ты не мой сын?». Но потом смотрел на мои успехи по естественным наукам и вздыхал: «Ну ладно, хоть здесь…». И в последних классах он говорил: «Смотри, я конечно, могу поднатаскать тебя для сдачи экзаменов, но потом ты будешь несчастлив, я буду несчастлив. Так что, давай, думай, что ты хочешь». Я очень благодарен родителям, что они дали мне свободу выбора и я смог пойти на факультет, который объединил то, что мне было тогда интересно – химия и биология. Так и появился в моей жизни агрономический факультет.
– Ну раз уж вы агроном, не фантазировали на тему утопического города-сада? Вы ведь наверняка знаете, что в Милане лет 10 назад построили жилой комплекс Bosco Verticale, где совместили железобетонные конструкции и экосистему небольшого леса…
– То, что гидропоника применяется на одном доме, это для меня не удивительно. В конце концов, очень многие продукты, которые вы видите в магазинах, именно таким способом и выращены — в гигантских ангарах в емкостях с питательными веществами и микроэлементами. Но чтобы этот принцип действовал на целый город, нужно еще слишком многого достичь в автоматизации технологии гидропоники, на основе искусственного интеллекта. Так что как большая высокая оранжерея – это отличная идея, визитная карточка того же Милана, но не думаю, что это будет повсеместно применимо, во всяком случае в ближайшие несколько лет. Тем более у нас, в средней полосе России, это очень проблематично. Так что остается только мечтать, что вот ты выходишь в Москве или Петербурге на балкон, срываешь помидорку и нарезаешь ее в салат. И к завтраку у тебя на столе постоянно будет свежая зелень…
– Когда в кино или книгах фантазируют о будущем, то рисуют его либо стерильно белым, либо, напротив, ужасающе мрачным. На ваш взгляд, каким он будет – этот дивный новый мир?
– Еще 3 месяца назад никто не предполагал, что сегодняшний наш день будет вот таким. Поэтому фантазировать мы можем сколько угодно, но реальность нас все равно удивит. А будет ли будущее мрачным, как в «Терминаторе», где технологии победили большую часть человечества или в «Матрице», где люди – «батарейки» для разумных машин? Или это будет стерильный мир, но где людей опять же выращивают, как на ферме, на органы? Или как у Дмитрия Глуховского в романе «Будущее»? Не знаю…
– Глуховского не читала еще. В чем суть?
– Если в двух словах, то люди стали бессмертны, и из-за этого остановилось развитие человечества. Все – времени столько, что не интересно больше придумывать и создавать что-то новое. Все живут прошлым, бегают в фитнес-залах, любить нет желания. Тем более, что из-за размножения можно утратить собственное бессмертие. Но я надеюсь, что все-таки мы в своей сути не изменимся, а если это произойдет, то не скоро. Я стараюсь смотреть на мир и на жизнь с положительной стороны. Но когда читаешь у того же Глуховского, что можно будет сесть в поезд в Москве и через 20 минут оказаться в Берлине, — этому, да, веришь легко: так и будет. Вспомните, когда только на телеэкранах появился «Галилео», вышел первый айфон, и мы в него не верили: подумаешь, какая-то штука. А теперь, 13 лет спустя, никто не представляет, как без этого гаджета может проходить наша жизнь. И все идет к тому, что мы скоро не будем держать это устройство в руках, а будем передавать нужную информацию просто мысленно. Гугл-глаз – это вполне реальная инновация, которая появится в ближайшие годы.
– И все тогда станут киборгами, ура.
– Я об этом размышлял, и мне представляется, что на киборгизацию будет своего рода лицензия. Что не будет такого: приходишь в бакалею и просишь 200 грамм «Мишки на севере», 6 экзоскелетов и пачку спагетти. Такая киборгизация может породить и ментальную, и социальную пропасть. А современные государства стараются сохранять хотя бы видимость равноправия. А о каком равноправии может идти речь, если ты спешишь на работу на своих двоих, а мимо тебя пролетают люди на ранцах. Конечно, это будет вызывать много вопросов.
А вообще, когда смотришь видео из Бостонского университета, где роботы гуляют реально, как в сериале «Черное зеркало», понимаешь, что там киборгизация если уже не внедряется, то точно активно обсуждается и обдумывается. И это только та часть, которую нам дают возможность увидеть. Но легко можно себе представить, как во всяких подземных бункерах идут исследования и проводятся опыты, которые здорово изменят нашу жизнь. И, конечно, как «поженить» технологии и человеческую мораль – это большой, но тонкий вопрос.
– К слову, о морали и этике. Вы будете в «Галилео» рассказывать о клонировании?
– На данный момент мы еще не касались этой темы, но спасибо за идею.
– Я к тому, что ровно 15 лет назад на свет божий появился Снупи – первый собачий клон. Прошло совсем немного времени и то, что было фантастикой, стало почти обыденностью – заплатив 50 тысяч долларов, ты можешь клонировать почившего питомца. Но зоозащитники протестуют против этой практики, которая калечит сотни животных, ставших суррогатными матерями. И призывают подумать о тысячах собак (и кошек), погибающих в приютах – не лучше ли взять их? Что вы на это скажете?
– Давайте сразу перескочим от собак к людям. Вот у кого-то ушел дорогой ему человек. И у него есть возможность клонировать ушедшего. Ну кто сможет от этого отказаться? Я себе такое представлю с трудом. Разумеется, этический вопрос очень важен. И не только этический. Чего будет стоить жизнь, если ты сможешь каждые 15 минут брать и научно воскрешать людей? И как быть с тем, что мы берем на себя функцию Бога? Так что все сложно, но в то же время ужасно интересно. Главное, чтобы ученые, которые будут заниматься клонированием, не смотрели «Парк Юрского периода»…
– Владимир, давайте все же про «Галилео». Поскольку мы говорили о Маркони, будете ли вы вспоминать об ученых и изобретателях или только рассказывать о всяких крутых научных штуках и фактах?
– Во-первых, мы переосмыслили «Галилео», когда поняли, что про открытия прошлого и личностей прошлого было уже все рассказано и даже не один раз. Поэтому мы, конечно, не забываем научный багаж прошлого, но живем настоящим и заглядываем в нашу жизнь на несколько шагов вперед, для этого у нас есть специальные научные бинокли. Что касается ученых, то, разумеется, мы делаем к ним отсылки, как же без этого. Потому что миссия «Галилео» — не только развлекать, но и давать информацию. Иногда просто любопытную, чтобы люди потом на работе или в гостях с уверенностью в глазах могли удивить всех каким-нибудь необычным фактом.
– Например?
– Например, я был удивлен, узнав, что размер человеческого глаза с возрастом почти не меняется. Или, например, что скотч, который не виски, был изобретен вовсе не в Шотландии, а в Штатах. И в те времена, когда еще никто не думал о политкорректности. Как вы знаете английское слово «scotch» означает, прежде всего, «шотландцы», «шотландский». И поскольку у шотландцев репутация прижимистых и даже жадных людей, то, когда один человек получил опытный образец липкой ленты, которую намазали клеем лишь по краям, он воскликнул: «The Scotch did it! Это сделал шотландец!». Так слово «скотч» прилипло к клейкой ленте…
– Да, этим фактом можно козырнуть, когда наливаешь гостям другой скотч… Но это все из разряда «любопытное рядом». А что из полезного вас удивило?
– Не то, чтобы удивило, но мне понравились квадрокоптеры-садовники.
– И в чем их смысл?
– Их смысл в том, чтобы Дарья Донцова посмотрела на них и сказала: «Хочу написать детектив, в котором убийцей будет квадрокоптер-садовник». Кроме шуток, у «Галилео» есть супермиссия. Мы очень активно сосредоточены на аудитории школьников. Мы хотим, чтобы ребята, которые готовятся к ЕГЭ, благодаря каскадам фактов и информации от «Галилео» были королями и королевами выпускных экзаменов. И при этом не совершая никаких действий: просто сидят на диване и становятся умнее.
– Когда Джонни Депп стал сниматься в «Пиратах Карибского моря», он всех убеждал, что делает это ради своих детей. Вы на «Галилео» пошли тоже ради своих детей?
– Пока они слишком малы для «Галилео», сыну вообще всего лишь 4 месяца, но, конечно же, задумываешься о том дне, когда они залезут на ютьюб, наткнутся на «Галилео-2020» и скажут: «Так, папа, а теперь, давай, удиви нас! Ох, отец-молодец, дряхлый доходяга» и покатят мою коляску…
– Надеюсь, что все-таки уже не коляску, а что-то более современное.
– Ну да, вставят аккумулятор в мой экзоскелет, и я полечу дальше… Но на самом деле, когда к тебе приходят с предложением вести «Галилео», ты понимаешь, что у тебя будет работа-мечта, когда одновременно можно и веселиться, и становиться умнее. Да я как будто джек-пот выиграл! Обожаю, когда зрелищно и в то же время полезно. Даже еще не выходя на студийную площадку, а читая дома сценарий, уже классно проводишь время. Постоянно удивляешься: «Да ладно! Серьезно?! Самая маленькая пустыня 2.6 квадратных километра? Это что, просто ехал КАМАЗ и просыпал песок?».
– И где же эта пустыня?
– А вот это вы узнаете с 25 мая.
– У Александра Пушного был образ этакого сумасшедшего ученого. Вы его радикальная противоположность, начиная с прически…
– Да, «пушным» меня с трудом можно назвать.
– Каков ваш образ в «Галилео»?
– Мы об этом долго разговаривали с руководством и командой, которая делает шоу, и поняли, что, начни я изображать кого-то, то сразу же подрывается доверие к тому, что я делаю. Поэтому мы решили, что в «Галилео» я должен быть такой, какой я есть, с моим настроением, с моей легкой иронией и легким недоверием ко всему происходящему, но с желанием развиваться и узнавать что-то новое.
– И делиться суперактуальными исследованиями и новейшими технологиями вам будет помогать Даня Крастер…
– Да, Даня – ютьюб-легенда экспериментов! Совершенно бесстрашный парень, не случайно его все обожают. Я рад, что мы с ним в одной команде. На Даню возложена миссия опытов, экспериментов. Все то, что взрывается, взлетает, громко бабахает – это все Даня. У него так в резюме и записано: «Могу делать громко, ярко, шумно».
– А что в вашем резюме написано?
– «Любознательный, классный, веселый ведущий, которому можно доверять».
Кстати: Чем удивит Даня Крастер в первых выпусках?
· Проведет опыты с мобильным телефоном и стиральной машиной, чтобы показать, как работают и заряжаются электрические приборы дома и как этого делать нельзя.
· Устроит стрельбу из вакуумной пушки и взорвет сгущенку – это к вопросу о давлении.
· Обустроится на кухне и будет тушить раскаленное масло водой и собирать ракету из пластиковой бутылки.
· Выяснит, в чем притягательность металла, и проведет опыты с ферромагнитной жидкостью.
Елена Боброва
Фотографии предоставлены пресс-службой СТС