12 марта в галерее Артмуза были представлены картины Патрика Буссиньяка, художника в России не слишком известного, хотя в Европе он уже давно снискал славу. Выставка называется «Шепот мира» и продлится она до 7 апреля.
Кто о чем думает, гуляя с собакой – о покупке корма, о любовниках, о проблемах на работе. Или не думает вовсе, а просто медитирует, следуя за собачьим хвостом. Патрик Буссиньяк фантазирует. О чем угодно. Об осаде Ля-Рошели, о падении Икара, о Гитлере, проходящем сеанс психоанализа у Фрейда, о бале у стен московского Кремля или просто о том, как может быть великолепна королева хиппи.
Первое впечатление от его картин – колористический шок, когнитивный диссонанс. Открытые, иногда даже кислотные цвета. Сплошной оксюморон – что делает пара белоснежных жирафов на Красной площади, разверзающейся в тартарары? Почему испанец-матадор в колпаке Пьеро борется с северным оленем? Что общего между яйцами Фаберже и истуканами с острова Пасхи?
К русскому, кстати, Буссиньяка тянет, его завораживает «далекая северная ледяная цивилизация». Вот и появляются в его фантазиях и яйца Фаберже и невероятная и, разумеется, ледяная Москва. Увидел он Москву и постапокалиптическую, когда уже случился и потоп, и ледниковый период.
Однажды Буссиньяк фантазировал на тему Тильзитского мира (вы вообще помните о таком? Сегодня Тильзит – не что иное, как городок Советск в Калининградской области). А для художника встреча двух самых могущественных императоров Европы, Александра I и Наполеона Бонапарта, на плоту на середине реки Неман стала источником вдохновения. Видимо день, когда Буссиньяк, прогуливаясь с собакой, думал о этом историческом факте, выдался очень дождливым. И художник погрузил обоих императоров на дно реки…
… То, что делает Патрик Буссиньяк, он сам называет альтерреализмом или магическим реализмом. И никакого сюра, этих фантазий о несуществующем. Буссиньяк на своих декоративных полотнах запечатлевает то, что случилось, но будто бы в другом измерении. Всматриваясь в его картины, и в самом деле будто пребываешь в невесомости между реальным и нереальным. Но работы французского художника не просто фиксация алогичных фантазий. Это как изображения на прозрачной кальке, которые при наложении друг на друга обретают новые смыслы, вроде христианского, пасхального кода из сочленения языческих истуканов и китчевых яиц Фаберже. Или будто Буссиньяк рассыпал несколько коробок пазлов, и оказалось, что кусок из босховского человеческого «бестиария» органично встраивается в пазл бала у кремлевских стен. Но главное, из глобального и ироничного микса разных религий, мифов, легенд, культовых фигур и образов рождается новая вселенная, которая завлекает и французских президентов, и восточных султанов, и художественный истеблишмент.