Если, конечно, в шорт-листе останутся две самые интригующие книги – роман-фантасмагория «Некоторые не попадут в ад» Захара Прилепина и нонфикшн Артемия Троицкого «Субкультура». Прилепин уже получал «Нацбест» 2008 года за роман «Грех» (тогда вокруг гостиницы «Астория», где проходила церемония, петербургские гражданки и ничего не понимающие иностранцы нервно подергивали плечами, увидев толпу бритых поклонников молодого еще Прилепина) да и его военная публицистика «Взвод» номинировалась года три тому назад. Так что дело не в очередном выдвижении, а в самом Прилепине – вдруг прямо вот сейчас организовавшем политическую партию «За правду», баллотироваться от которой в Госдуму будет голливудский товарищ Стивен Сигал, в 2016 году получивший российское гражданство. Так что, если Прилепина не прокатят с шорт-листом, на «Нацбесте» летом будет горячо.
Ну а что касается Артемия Троицкого, то тут все мирно, вот только кто же будет представлять публике соискателей на премии? Ведь едкие оценки номинируемых книг давно стали фирменным приемом Троицкого и собственно «Нацбеста».
Что же до остальных претендентов, то в длинный список вошли 47 произведений, в том числе «Чистый кайф» Андрея Геласимова о рэпере Баста, «Не кормите и не трогайте пеликанов» Андрея Аствацатурова про детективные приключения очкастого лузера в Лондоне, «хроника от первого лица» Ольги Алленовой «Форпост. Беслан и его заложники», «Адвокат дьяволов» — откровения юриста Сергея Беляка о своих клиентах от Владимира Жириновского до Эдуарда Лимонова, «Долой стыд» — фривольные фантазии рыжеволосой модернистки Фигли-Мигли. Список выглядит весьма любопытным и делать ставки решительно не стоит браться. Но вот интересно, неужели есть шанс попасть в шорт-лист у Тима Скоренко, решившего в своей книжке «Изобретено в СССР. История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год» напомнить, какой великой Атлантидой оказался Советский Союз?
Шорт-лист опубликуют 16 апреля, а финал пройдёт 30 мая.