Крупнейший российский радиохолдинг «Русская Медиагруппа» («Русское Радио», «Хит FM», радио Maximum, DFM, радио Monte Carlo, музыкальный телеканал RU.TV) серьезно озадачился перспективами развития музыкальной отрасли в родном отечестве.
…В активе РМГ – премия «Золотой Граммофон», международный рок-фестиваль MAXIDROM и 12.5 миллионов слушателей ежедневно. Можно почивать на лаврах, но нет – на минувшем Петербургском международном экономическом форуме «Русская Медиагруппа» организовала Public Talk, на котором спикеры обсуждали вопросы инвестиции в музыку и реально квантовый скачок популярности аудиоформатов.
Из любопытного и для кого-то неожиданного – если вы думаете, что в России слушают западную музыкальную волну, то нет, это осталось в 90-х. Лишь один зарубежный трек попал в топ-30 ВК по итогам 2020 года, и то, заняв 26 место. Согласно статистике стриминговых сервисов, чарты состоят преимущественно из локального репертуара, – заметила генеральный директор Sony Music Entertainment Russia Арина Дмитриева. И если по темпам роста на рынке звукозаписи мы кому и уступаем, то только Южной Корее.
Но стоит заметить – на «корейскую волну» поп-музыки, сериалов, компьютерных игр и других мультимедийных продуктов корейские власти готовы отстегивать сотни миллионов долларов, видя в этом «важный двигатель будущего роста национальной экономики, обладающий бесконечным потенциалом роста». И поэтому на Public Talk «Русской Медиагруппы» подняли вопрос капитализации музыки. Послушав продюсера Нателлу Крапивину, которая уже несколько лет выступает в том числе и как кинопродюсер, так что ей есть с чем сравнивать, понимаешь: отечественная музыкальная индустрия в сиротском положении, в отличие от кинематографа. В музыку никто не хочет вкладываться – ни государство, ни частные игроки. В самом тяжелом положении оказываются «нишевые» артисты, по словам Крапивиной, и «артисты, у которых нет широких возможностей быть представленными на рынке. Они нуждаются, особенно после пандемии, в поддержке».
У музыкантов такого статусного уровня, как самая стриминговая певица LOBODA, своя головная боль.
«Я считаю, артист не должен смотреть по сторонам, – он должен смотреть внутрь себя, – отметила Светлана Лобода, которая, кстати, на протяжении 12 лет сама себе инвестор. — Я очень большой перфекционист по отношению к себе. И моя команда знает, что я максимально требовательна, потому что стремлюсь к созданию качественного контента». Однако собственных средств артистов и даже продюсерских центров недостаточно для того, чтобы привозить шоу мирового уровня, на которые способны российские звезды, в регионы. Вот и приходится жителям страны за Садовым кольцом и Невским проспектом довольствоваться концертами уровня гастрольного чёса. Доколе? – решили участники Public Talk и поддержали инициативу Нателлы Крапивиной о создании фонда социальной и экономической поддержки развития российской музыкальной индустрии. Он может быть как государственным, так и с участием частного капитала.
… Частному капиталу – честная индустрия, а здесь еще надо разгребать авгиевы конюшни. «Музыка начинает развиваться по законам финтех, и важно вовремя запрыгнуть в этот поезд, – отметила генеральный директор «Русской Медиагруппы» Любовь Маляревская. – Необходимо сформулировать пакет законодательных инициатив, которые улучшили бы инвестиционный климат в музыкальной сфере».
В классической музыке происходят аналогичные процессы, уверен Ханс-Йоахим Фрай, генеральный директор Оперного бала в Дрездене, который давно стал своим в России, являясь художественным руководителем образовательного центра «Сириус» в Сочи и советником генерального директора Большого театра. По словам Фрая «рынок музыки и искусства сегодня очень быстро меняется. И всем нам приходится быстро перестраиваться и менять мировоззрение. В России, вероятно, самое большое сообщество креативных людей, – и мы должны использовать этот потенциал».
«Когда вы инвестируете в музыку – вы инвестируете в культуру. Это инструмент формирования вкуса. И я призываю присоединиться к тренду и сформировать не только новую бизнес-индустрию, но и новый культурный тренд», – резюмировал член совета директоров АО «Русская Медиагруппа» Гавриил Гордеев.
P.S.: Шоу-бизнес не дает заскучать. Еще неделю назад продюсер Светланы Лободы Нателла Крапивина выступала на таком значимом мероприятии, как ПМЭФ, а на только что прошедшей премии МУЗ-ТВ разругалась с королем отечественной попсы Филиппом Киркоровым, попрощалась с Лободой, а заодно махнула ручкой всему шоу-бизнесу. Но музыкальная индустрия – больше, чем шоу-бизнес, и посмотрим, куда направит свою энергию Крапивина. Хочется надеяться, что ее идея фонда социальной и экономической поддержки развития российской музыкальной индустрии найдет реализацию в любом случае…
Екатерина Юрьева