В театре «Мюзик-Холл» решили изменить свои осенние планы и поставить внезапно «остроактуальную» «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. В борьбу против пандемии вступил режиссер Василий Заржецкий.
«У нас и так много печальных новостей, — справедливо рассудила директор театра Юлия Стрижак. — Были другие планы, но мне удалось убедить всех, что сейчас людям нужно что-то яркое, веселое, жизнеутверждающее».
А что может быть более жизнеутверждающим, чем всемирно известная оперетта Иоганна Штрауса про неверного мужа, который, не узнав свою супругу в маскарадной маске, влюбился в нее. «»Летучая мышь»- удивительная, у ее героев словно нет никаких проблем, даже тюрьма – и то не всерьез, — смеется Василий Заржецкий. — В «Сильве», например, хоть все и заканчивается хорошо, герои переживают страдания, боль, потери. «Принцесса цирка»- тоже боль и страдания. А «Летучая мышь» — легка, воздушна, иронична! С адюльтерами, с комическими и даже пикантными ситуациями, с ее бесконечным шампанским, с ее виртуознейшим балом, «Летучая мышь» настолько нас возвышает над сегодняшними серыми буднями, что мы не могли не поставить ее сейчас».
«Тем более, что из-за своего названия эта оперетта Штрауса просто напрашивается на сцену именно сегодня», — заметил Фабио Мастранджело, дирижер и художественный руководитель театра «Мюзик-Холл».
Рукокрылая виновница пандемии подтолкнула авторов спектакля к идее развернуть классический сюжет в современном мегаполисе, на подпольной вечеринке. Шампанское рекой, маски, кроме маскарадных, сорваны — все ограничительные карантинные меры остались за дверями закрытого модного клуба. И только шутки про «хронику Уханя», тетю 65+ и социальную дистанцию под аплодисменты зрителей напоминают о распоясавшемся вирусе.
Раз уж эпидемии в истории человечества были, есть и, к сожалению, будут, то в Мюзик-Холле, по словам Василия Заржецкого, решили «поврачевать нашего зрителя юмором и смехом». Тут кстати придется и цитата Бомарше: «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать». И опыт предков, которые верили, что смех прогоняет чуму.
Смех и вальс, конечно. Еще зритель одной из самых первых постановок «Летучей мыши» в 19 веке шутливо заметил, что во время просмотра оперетты легко заболеть морской болезнью от ритмичных покачиваний зрителей в такт музыки короля вальса.
Но «Летучая мышь» в Мюзик-Холле — не только праздник для ушей (отдельный респект солистам – и своим, «мюзик-холльным», и приглашенным из других театров), но и для глаз. Роскошный бал скучающего графа Орловского, по воле и фантазии авторов спектакля превращен в аналог знаменитого гламурного Met Gala. Каждый год, минуя нынешний, на костюмированный бал в нью-йоркском Метрополитен-музее собирается огромное количество селебрити и прессы. Таких нарядов, в которых появляются на Met Gala, ни на одной красной дорожке мира не увидишь. В прошлом году, например, Джаред Лето явился с собственной головой в руках, а Кэти Перри «превратилась» в огромную хрустальную люстру – с подсвечниками, подвесками, все, как полагается.
Художник спектакля, обладательница «Золотой маски» Елена Вершинина вдохновилась идеей сотворить «домашний» Met Gala и придумала свою версию карнавала фриков. «Думаю, некоторые знаменитости позавидовали бы тому, что придумала Лена для нашего спектакля», — по-женски точно отметила Юлия Стрижак.
А многие театры, думается, позавидовали Мюзик-холлу, который пусть не без трудностей, но сделал все, чтобы подарить зрителям праздник. И уверенность, что скоро все будет «как прежде»…
P.S.: В ноябре «Летучую мышь» сыграют лишь один раз, 4 ноября.
Марта Горбунова