skip to Main Content
Борис Березовский: «Играйте что хотите, только играйте хорошо»

Борис БерезовскийПандемия сбила планы XI Международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира», который пройдет с 30 октября по 6 ноября. На этот раз он не международный, зато появился лишний повод привлечь внимание к отечественным музыкантам. Есть и другой бонус – сохранятся записи нынешних концертов.
О «Серебряной лире» и школьных уроках пения мы поговорили с художественным директором фестиваля, президентом Филармонического общества Петербурга Борисом БЕРЕЗОВСКИМ.

 — Борис Леонидович, как вы восприняли вынужденную необходимость отказаться от иностранных гостей?

 — Отсутствие возможности принять зарубежных гостей, естественно, повергло нас в шок. Мы стали искать выход и, кажется, его нашли. Для начала провели экспериментальную онлайн-программу – с 6 июля по 11 сентября поставили на YouTube 50 мини-концертов, которые наши друзья-музыканты исполнили и записали у себя дома. Признаюсь, мы сами не ожидали, что получится так здорово. Когда пишешь концерт со сцены, присутствует некая формальность, парадность, холодность. А тут все наоборот – возникло ощущение какого-то уюта, как будто мы пришли в гости к музыканту. К тому же не падают номерки, не раздается кашель или мелодия гаджета. Поэтому когда нас спрашивали, что же мы будем делать, если фестиваль не состоится в обычном режиме, мы спокойно отвечали: «Ничего страшного, будем писать на видео. По-настоящему, тремя камерами, и потом эти концерты выложим в интернет». Иностранные гости так и не смогли приехать. И наши музыканты безо всяких обид согласились их «подменить».

 — Но почему вы не попросили записи зарубежных музыкантов, участие которых было запланировано в этом году?

 — Они, может быть, и были бы рады, но у них нет на это никаких прав. Теперь все решают продюсеры, музыкант лишь исполнитель, во всех смыслах…

 — Ну да, на Западе без юристов и профсоюза ни шагу. Не дай бог продлить репетицию на две минуты – санкции обеспечены. У нас пока не так бдительно следят за соблюдением норм Трудового кодекса.

 — Это отвратительно, для меня во всяком случае. Половина моей жизни прошла в советский период, когда никому и в голову не приходило смотреть на часы, если горит душа.

 — Меняется многое. Например, в советское время на уроках музыки в школе, помню, мы пели разные песни, что не мешало слушать и «Петю и волка», и бетховенскую «Лунную сонату». Но сейчас от пятиклассников требуют разбора симфонической сюиты Лядова «Кикимора».

Ярослав Забояркин
Ярослав Забояркин

— Это только отвратит ребенка от классической музыки! Виноват в этом Дмитрий Борисович Кабалевский, замечательный композитор, просветитель. Но он совершенно напрасно придумал заменить в школе хоровое пение слушанием музыки. С одной стороны, его понять можно, – он хотел, чтобы советский человек с детства разбирался в музыке. Но, к сожалению, Кабалевский с водой выплеснул и ребенка, лишив детей в школе пения. Голос – единственный музыкальный инструмент, данный нам от природы. И почему же надо от него отказываться? Но, увы, у нас как будто специально отвращают детей от хорошей музыки. Вот мы все время смотрим на Америку. А между тем, в американских школах есть не только спортивная команда, но и духовой оркестр, некоторые — почище наших профессиональных. А ведь и у нас когда-то были школьные оркестры, где они сейчас?

 — Кто знает, может, со временем что-то изменится. Давайте поговорим о вашем фестивале. Какова миссия «Серебряной лиры»?

 — Начну с лозунга, он простой: «Играйте что хотите, только играйте хорошо». Для нас важно представить не новую музыку, а высшие образцы исполнительского камерного искусства. В нашем фестивале всегда принимают участие музыканты, которые занимают верхние строчки в рейтингах зарубежных агентств. И мы хотим, чтобы человек, далекий от классической музыки, но чудом забредший на наш концерт, вдруг встряхнулся и удивился, чтобы в его душу запало услышанное. Это возможно только в одном случае, – когда музыканты играют блистательно. Поэтому я всегда говорю: «Ни в коем случае не водите детей на абы какой концерт. Не дай бог! Только на очень хорошее исполнение. Не важно, что играют, важно – как». Когда играют халтурно, это как спитой чай, никогда в жизни не поймешь его настоящий вкус. В лучшем случае выплеснешь его, в худшем – отвратительный привкус останется надолго, а то и навсегда.

 — Я обратила внимание, что программа фестиваля построена, словно принципиально, на классических хитах.

 — Именно. Потому что наша задача — просветительство. Ведь не случайно в советское время по радио передавали рапсодии Листа, полонез Огинского, «Вальс цветов» Чайковского, хор Глинки из «Ивана Сусанина», свиридовский вальс. И когда мне сегодня говорят: «Ну нельзя же постоянно играть 40-ю симфонию Моцарта», я отвечаю: «Не только можно, но и нужно». Есть два-три десятка классических произведений, которые должны звучать часто.

Полина Осетинская
Полина Осетинская

— В рамках «Серебряной лиры» состоятся 8 концертов. Есть некая сверхидея того, как сложилась программа?

 — Я вам скажу так: когда всеобщий хаос достигает точки кипения, то вдруг вырисовывается драматургия. Ну, например, нам нужно было, чтобы фестиваль привлек внимание публики, значит, должны быть достаточно известные музыканты. Так возникла Полина Осетинская, превосходная пианистка, уникальная личность. В тандеме с ней фестиваль откроет новый камерный коллектив, который объединил молодых музыкантов, работающих в оркестре петербургской Филармонии. Хотя дебют оркестра Ярослава Забояркина состоялся в марте, наступивший локдаун не дал коллективу показать себя по-настоящему. И наш фестиваль дает ему эту возможность.

 — И что они исполнят?

 — Произведения Баха, Моцарта, Мендельсона, Гайдна. Для меломана программа – слаще не бывает. На закрытие фестиваля мы позвали Илью Иоффе с его «Дивертисментом». Как и Полина Осетинская – он не нуждается в представлении. И надо сказать, в отличие от Полины, коллектив Ильи у нас еще никогда не выступал, а сейчас, в критическое для фестиваля время, они решили нас поддержать. Изюминка его Вивальди-гала – чудное сопрано Яна Иванилова из Москвы, которая исполнит арии из опер и ораторий Вивальди. Таково обрамление фестиваля…

ПетРо Дуэт
ПетРо Дуэт

Кроме того, в программе фестиваля – фортепианный ПетРо Дуэт. Мы звали литовский дуэт, который к тому же и семейный тандем. Но увы. И нас без всяких вопросов согласились подстраховать Настя Рогалева и Дима Петров, которые исполнят две рахманиновские сюиты для двух фортепиано.

Должно было приехать трио из Швейцарии, работающее в жанре «кроссовер». Когда стояло ясно, что их не пустят, бросились к нашему знаменитому вибрафонисту Алексею Чижику: «Спасай!». Правда, выступит уже не трио, а его квартет, в который, между прочим, входит, пианист Олег Белов, известный многим телезрителям как клавишник «Вечернего Урганта». Программа у них замечательная: Вивальди, Бизе, Чайковский, Моцарт…

 — Кстати, о Моцарте. Его много в программе, хотя юбилей в этом году у Чайковского и Бетховена…

 — Бетховен должен был звучать и на «Серебряной лире», но, увы, из юбиляров остался лишь наш Петр Ильич.

 — Но я не о Бетховене – об Антонио Сальери, который тоже отмечает юбилей, 270-летие. Даже если Пушкин возвел на Сальери напраслину, то говоря о Моцарте, как о «гуляке праздном», он ведь оказался прав, как утверждают современные историки музыки…

 — Моцартом за его недолгую жизнь написано невероятное количество сочинений. Их просто физически невозможно было записать, ученые считали – ничего не получается. Ведь Моцарт не сидел круглосуточно в келье, нет, он и в самом деле был «гуляка праздный». Читая его письма, испытываешь странные ощущение: как?! Как эти похабные физиологически грубые шутки мог написать этот гений, создавший столько невероятной возвышающей музыки? Но в этом парадокс мира, построенного на контрастах. Мы можем стоять на канале Грибоедова, наслаждаясь чудеснейшим видом, и в то же время обонять неприятный запах из неисправной канализации. И в этом смысле «Серебряная лира» дает возможность людям хоть на пару часов забыть о неприятностях, о нехватке денег, о ковиде и окунуться в то, что действительно очень хорошо. Неудивительно, что с наших концертов люди часто выходят не просто воодушевленные, а поистине счастливые.

 

Елена Боброва

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Борис Березовский: «Играйте что хотите, только играйте хорошо»

Back To Top