Тридцатый фестиваль “Балтийский дом” вынужденно оказался усеченным и локальным. В этом году он скорее уступка традиции, которую нельзя прерывать.
Однако, из фестивальной афиши мы выбрали 7 спектаклей, которые стоит посмотреть.
«Центр драматургии и режиссуры» (Москва)
«Мама»
13 октября
Большая сцена Театра-фестиваля “Балтийский дом”
Автора пьесы “Мама” Асю Волошину называют одним из самых заметных авторов поколения тридцатилетних и одного этого достаточно, чтобы пойти на спектакль. Когда-то Ася писала статьи, ее заметил Юрий Бутусов и благословил писать пьесы. Что она и делает, передавая в них свое трагическое мироощущение. В “Маме” четыре образа — маленькая девочка, девушка, женщина и бабушка, — воплощают историю главной героини, 28-летней Оли, которая получает “письма мертвого человека”, мамы, умершей, когда дочери было всего 4 года. Звучит сентиментально, но Волошина не была бы Волошиной, если бы остановилась на этом: свою героиню она обделила отцовской любовью, подвергла насилию в 18 лет, влюбила, хоть и кратковременно, в другую женщину. И, наконец, оставила ее одинокой и беременной. Прибавьте к этому политику, крымнаш и оголенные нервы героини — это и будет “Мама” Аси Волошиной. А поскольку поставил ее Владимир Панков, ответственный за рождение жанра “саундрама”, то спектакль сопровождается миксом из поп-музыки с этническими мотивами.
Коляда-Театр (Екатеринбург)
- “Оптимистическая трагедия”
14 октября
Большая сцена Театра-фестиваля “Балтийский дом”
- “Раскольников”
15 октября
Малая сцена Театра-фестиваля “Балтийский дом”
Екатеринбургский затворник, драматург и режиссер Николай Коляда из анфан террибль отечественного театра, каковым был почти четверть века (его пьесы называли аж “исчадием росийской действительности”), превратился в классика. И его эксперименты больше не подвергаются остракизму. Так что история Раскольникова, порешившего пару старушек, потому что захотелось “хайпануть”, уже никого не смущает. А школьников, наоборот, очень даже увлекает — на все про все полтора часа, никакого занудства, никаких заламываний рук чахоточной Екатерины Ивановны и самоуничижения ее никчемного мужа Мармеладова. Вообще ничего “лишнего” — на сцене три парня в спортивных костюмах от Bosco проигрывают ключевые точки романа Федора Михайловича. Конспект такой, но очень выразительный.
Если в “Раскольникове” Коляда просто “играет в классику”, то в другом фестивальном спектакле, “Оптимистической трагедии” по идеологически верной пьесе Всеволода Вишневского про революционный корабль и женщину-комиссара, он отдает дань своим родителям. И вообще поколениям советских людей, которые боролись за идею, а оказалось — за иллюзию. Кстати, любопытно сравнить версию Коляды с фантасмагоричной версией Виктора Рыжакова, которая идет в Александринке.
«Сатирикон» им. Аркадия Райкина (Москва)
«Дорогая Елена Сергеевна»
17 октября
Основная сцена Молодежного театра на Фонтанке
Любопытное сочленение — впервые эта пьеса Людмилы Разумовской увидела свет именно на сцене БалтДома, тогда еще Театра им. Ленинского Комсомола, поставил ее — Семен Спивак, который сегодня руководит Молодежным театром на Фонтанке. И когда Спивак в 70-е годы рискнул взяться за эпатажную пьесу, он знал, на что идет — молодой Спивак не сегодняшний “йог”, стремящийся к свету. Тогда он мечтал бросать вызов обществу. Бросил. Публика и чиновники от театра были скандализированы — советские школьники насилуют свою одноклассницу. И где! В доме учительницы. Тем интереснее, что увидел в старой пьесе ученик Камы Гинкаса Владимир Жуков. Говорит, что пробует “разобраться, где проходит современная черта нравственности. Что есть подлость? Кому нужно благородство? Что будет, если отказаться от своих идеалов? От своего слова? Что это за несгибаемые люди, как Елена Сергеевна, для которых принципы и есть смысл жизни? Идеалисты, декабристы, праведники, хранители породы, верующие в честь как в высшее благо… Быть может, чокнутые лузеры?”.
- «Школа драматического искусства» (Москва)
“Безприданница”
20 октября
Большая сцена Театра-фестиваля “Балтийский дом”
- Московский театр “Школа современной пьесы”
“Все тут”
24 октября
Большая сцена Театра-фестиваля “Балтийский дом”
Дмитрий Крымов утомился от “капустника” нашей жизни, как он выражается, и взялся за классику-классику — Островского. Поставил не очень избитую ”Позднюю любовь” и хрестоматийную “Бесприданницу”. Вот последнюю — опять же по выражению Крымова, “очень хорошая, упругая пьеса” — и привез на фестиваль в Петербург. Интригует: во-первых то, что режиссер принципиально оставил старинное написание слова “беЗприданица”, в этом кроется приговор Ларисе Огудаловой, а во-вторых, то, что режиссер углядел параллель с “Кармен” Мериме.
Но помимо Островского Дмитрий Крымов привезет наисвежайший спектакль — “Все тут”. Взяв за основу сюжетные мотивы знаменитой американской пьесы Торнтона Уайлдера “Наш городок”, Крымов окунулся в собственное прошлое и прошлое своих родителей — режиссера Анатолия Эфроса и театрального критика Натальи Крымовой. Вряд ли стоит ожидать воспоминаний о скандальном выживании Эфроса с Театра на Таганке, скорее, Крымов погрузится в ностальгию по ушедшему театру.
Московский театр “Школа современной пьесы”
“Фаина. Эшелон”
26 октября
Большая сцена Театра-фестиваля “Балтийский дом”
Завершится фестиваль знаково, и потому что год памяти, и потому что нам вообще никак не изжить военное прошлое. Спектакль Иосифа Рейхельгауза «Фаина. Эшелон» соединил в себе и коллективную память народа, и переживание личной трагедии его мамы Фаины Иосифовны, в юности оказавшейся в разбомбленном эвакуационном эшелоне и потерявшей там родителей, и его собственное прощание с театром, которого больше не будет — того “Современника”, где он когда-то давно поставил вместе с Галиной Волчек пьесу Михаила Рощина “Эшелон”. И все это рассказывает актриса Елена Санаева, неспеша, негромко, за приготовлением украинского борща по семейному рецепту. Невзгоды ведь для русского человека почти так же обыденны, как борщ.