skip to Main Content
Однажды в истории. 21 августа

21 августа 1911 года.

Украли Джоконду.

Сегодня трудно в это поверить, но в начале ХХ века творение великого флорентийца не было культовым произведением искусства. О нем вообще мало кто знал, и надо отдать должное Наполеону, этому знатоку женской красоты, он первым оценил Джоконду по достоинству и украсил свою спальню.

Как украли Мону ЛизуЗнаменитой же дама с загадочной улыбкой стала благодаря краже – спасибо Винченцо Перуджа. Мы уже вкратце рассказывали эту историю в топе самых дерзких краж, теперь пришло время подробностей.

Итак, 31-летний итальянец и раньше был замечен в криминальных наклонностях, но в Лувре ничего дурного не подумали и взяли его на работу, менять стекла, защищающие картины. И вот в ночь на 21 августа 1911 года он ее похитил. Не для себя или чужого мафиози, а для любимой страны, — патриот был уверен, что Наполеон Джоконду украл и, разумеется, ей место на родине. Провернуть преступление оказалось легче легкого: вечером Перуджа забрал картину в подсобку со швабрами, а утром тихо вышел с картиной, спрятанной под плащом. 76.8 на 53 сантиметра — Леонардо, вы выбрали очень удачный формат!

И никто ничего не замечал почти сутки. В Лувре было всего 200 смотрителей на более чем 400 комнат, к тому же в то время шла работа по фотографированию луврских шедевров, — света в залах для фотокамер не хватало и произведения искусства выносили на крышу. 

Так что голые крючки на стене  никого не встревожили. Кроме одного художника, который был очень раздосадован: он рисовал галерею в Лувре и ему ужасно не хватало Моны Лизы. «Как так! Вчера была, а сегодня ее нет, это непорядок!»

Как украли Мону ЛизуНо скоро покой в Лувре был нарушен. Пресса тогда набирала обороты, чтобы совсем скоро стать четвертой властью, и похищение картины из Лувра было отличным поводом попрактиковаться. «60 детективов разыскивают украденную Мону Лизу,  французская общественность возмущена», — сообщала своим читателям заокеанская New York Times. О шедевре Леонардо да Винчи, который до этого чтила разве что утонченная парижская интеллигенция, узнали и техасские рейнджеры, и московские купцы, и австралийские скотоводы. 

И если скандальная кража похоронила карьеру главы парижской полиции и вообще стала «позором для парижан», то самому Лувру она внезапно принесла неплохой доход, — впервые у музея выстроились очереди: публика поспешила увидеть пустое место (среди этих толп был и Франц Кафка).

Кража наделала шуму, все гадали: кто? Грешили на американского магната и любителя искусства Дж. П. Моргана: «Доколе эти американские толстосумы будут скупать наше национальное достояние?!»- возмущались французы. Накануне Первой мировой войны нарастала напряженность между Францией и Германией и многие обвиняли этих «ненавистных бошей». Под подозрение попали даже модернисты, в том числе Пабло Пикассо, – мол, художники выкрали ее в знак протеста против традиционного искусства. Однажды доказывать свою невиновность пришлось и поэту Гийому Аполлинеру.

Любопытно, что на настоящего похитителя подозрения пали сразу, но он сумел доказать свою невиновность. Полиция зашла в тупик.

Как украли ДжокондуДва года Перуджа хранил картину в своей квартире и был пойман после того, как пытался передать ее итальянскому арт-дилеру. Кстати, Мона Лиза принесла удачу и одному флорентийскому отельеру, —  как только из его номера в наручниках увели Перуджу, он тотчас переименовал свой отель в «Hotel La Gioconda», который и сегодня радует гостей Флоренции своими тремя звёздами.

Суд оказался снисходителен к патриотическим чувствам вора и отправил его в тюрьму лишь на несколько месяцев. Итальянцы приветствовали Перуджу как национального героя. А для остального мира история украденного шедевра отошла на второй план, — через несколько дней после суда разразилась Первая мировая война. На первых полосах газет появились совсем другие новости.

 

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Однажды в истории. 21 августа

Back To Top