7 августа 1908 года.
В австрийской деревне обнаружена доисторическая Венера.
Говорят, что матриархата на самом деле не было. И всякие там амазонки – миф, так сказать, фрустрация слабого пола. Но если матриархат все же не выдумки, то символом его можно считать доисторические статуэтки женщин, которые ученые назвали палеолитическими венерами.
Вот на такую красотку из оолитового известняка и наткнулась лопата рабочего Иоганна Верана, участвующего в раскопках в австрийской деревушке Виллендорф. Трем ученым-археологам, оказавшимся в этот день на раскопках, на радостях стоило бы послать за местным вином, славящимся еще с 13 века. Чем же еще, как не таким историческим напитком с долины Вахау, отметить знаменательный день – явление из многотысячелетнего забвения в толще земли одного из старейших в мире произведений искусства. Забегая вперед, заметим, что Венера Виллендорфская внесла раскол в последующее сотрудничество этих трех ученых, своих «крестных отцов». Такая Йоко Оно от археологии.
11-сантиметровой фрау порядка 27 тысяч лет, но она весьма неплохо сохранилась. Кто она и ее подруги, – тучные, низенькие, коротконогие дамочки, столь далекие от современных мужских идеалов? Именно о таких упитанных женщинах, говорят некоторые эксперты, и мечтал противоположный пол до Ноева ковчега. Мол, хорошей женщины должно быть много. Вспоминаются размышления гоголевского Чичикова о полноте, правда, мужчин, взгляд здравого человека до анорексичного ХХ века: «Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно…».
Но вернемся к палеолитическим Венерам. Итак, кто-то предполагает, что эти фигурки – материализация женского идеала, кто-то – что это образ матери-богини, хранительницы домашнего очага. Для кого-то она – просто олицетворение плодородия. Легче всего представить Венеру фон Виллендорф символом женской сексуальности. И доказательством тому — гипертрофированные половые признаки. А есть куда более экстравагантная версия, что это… древняя секс-кукла. Не случайно палеолитические дамы, как на подбор, маленького размера, – чтоб умещались в ладони. Ну и стоит вспомнить, что в музеях хранятся экспонаты, очень тщательно отполированные, возможно, мозолистыми мужскими руками. Может, тогда не случайно и то, что у фигурок закрыто лицо, или они, бедняжки, оказываются и вовсе без головы – до лица ли в сексуальных играх? Но – держитесь! – согласно этой гипотезе, фигурки делали сами женщины (возможно, по собственному образу и подобию). Зачем? Когда дамы выбирали себе подходящего мужчину, отставному кавалеру вручали фигурку – для утешения.