skip to Main Content
Убийца — садовник

28 мая состоялась пресс-конференция, посвященная развитию детективного жанра в литературе и кино и началу народного голосования в первой премии «Русский детектив», учредителем которой выступил одноименный телеканал.

Владимир Войнович, который в своей антиутопии «Москва 2042» как молотом прибил: «Фантастика, как и детектив, это вообще не литература, а чепуха, вроде электронных игр, которые способствуют развитию массового идиотизма», конечно же, очень даже не прав. Что бы мы знали о реальной, а не тревел-открыточной жизни Норвегии, если бы не Ю Несбё со своим вечно подвыпившим Харри Холе? А как бы мы узнали правду о «справедливой» службе социальной опеки в благословенной Швеции, если бы не «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона? Скелеты в шкафах, которые скрывает чопорная Британия, стали поводом для 50 тысяч (!) романов, написанных в 20 веке. И, в конце концов, что, как ни детектив, шекспировский «Гамлет»?

На Западе значение детективного жанра ничуть не умаляется, не случайно Агата Кристи была удостоена звания кавалер-дамы ордена Британской Империи. В России положение детективщиков куда менее завидно, посетовала на пресс-конференции Татьяна Устинова. Надо полагать, писательнице мало миллионных тиражей и десятков сериалов по ее сценариям. Неужели хочется государственной премии и рукопожатия президента? Как бы то ни было, трудно спорить с популярным автором, которая убеждена: «Если мы хотим, чтобы люди читали, их надо увлекать и занимать. Сегодня только детектив способен удержать внимание читателя».

Новорожденная премия стала поводом для обсуждения положения дел на отечественном детективном поле. Автор ретро-детективов Антон Чиж как фокусник вытащил из забвения целый список русских детективщиков рубежа 19 и 20 веков, которыми зачитывалась вся Россия. «Мы возникли не на пустом месте, — напомнил он всем, — был огромный материк, который мы, к сожалению, потеряли». Тут будет кстати привести цитату из статьи «Нат Пинкертон и современная литература», которую ровно 110 лет назад написал Корней Чуковский: «Недавно мне попалась такая цифра: в одном только Петербурге за один только май месяц этого года – по самым официальным сведениям — сыщицкой литературы разошлось 622 300 экземпляров. Значит, в год этих книжек должно было выйти в Петербурге что-то около семи с половиной миллионов».

Другой участник пресс-конференции, писательница Татьяна Степанова, призналась, что смотрит не столько в прошлое, сколько в будущее, и ждет от премии новых имен в жанре. «Я и мои коллеги все-таки представители волны 90-х, начала 2000-х годов, — заметила подполковник полиции в отставке, — Мы прошли определенный путь в этом жанре. Знаем, кто что пишет. Но интересно новое. Что будет представлять из себя русский детектив 21 века? Премия ответит на этот вопрос».

Татьяна Устинова убеждена, что эта премия должна была возникнуть 20 лет назад. «Если посмотреть сериалы BBC, которые мы так любим, сейчас это все детективы, – резонно заметила писательница — Очень мало мелодрам. Практически нет комедийных историй, в основном это ситкомы». Что не удивительно, учитывая универсальную востребованность жанра. Как заметил член жюри, директор по киноканалам компании «Цифровое Телевидение» Иван Кудрявцев: «Фантастику любят мальчики, мелодрамы – девочки. А детективы любят и те, и другие. По данным американских экспертов 83% женщин и 84% мужчин положительно относятся к детективному жанру».

Итак, безбедно жанр развивается в постсоветской России вот уже добрых три десятка лет. И пусть с запозданием, но все же наконец появилась премия, которая прибавит драйва в среде детективщиков.

Победители будут определяться в 10 номинациях: «Преступление и наказание — Детектив года» , «Автор года», «Открытие года», «Вклад в развитие жанра», «Выбор читателей» , «Лучший иностранный детектив», «Лучший отечественный многосерийный фильм в жанре детектив», «Лучший фильм в жанре детектив», «Дебют года», «Детский детектив».

Сам выбор победителей растянется едва ли не до конца года, – в июне объявят лонг-лист премии, с 10 июня по 20 августа каждый поклонник жанра сможет ознакомиться со списком и вынести свой вердикт на сайте LiveLib. В сентябре станет известно, кто попал в шорт-лист премии, и в ноябре для 10 счастливчиков прозвучат фанфары. Кстати, в этом году – лишь фанфары и теплые добрые слова, на денежное вознаграждение победителям рассчитывать не стоит. В большем выигрыше окажется победитель-дебютант – его произведение будет напечатано в издательстве Эксмо. И – кто знает, — может, именитый японский детективщик Содзи Симада* и в самом деле поспособствует тому, что «золотую» десятку первой российской детективной премии опубликуют на Тайване, в Японии и Китае, как он пообещал в своем видеообращении на пресс-конференции.

Из писателей, кроме Содзи Симады, ставшего почетным членом жюри, судьбу первых лауреатов будут решать гуру современного русского детектива Александра Маринина и Данил Корецкий, чьи книги разошлись миллионными тиражами. Но это все позже, а пока экспертный совет к 10 июня должен прочесть 125 бумажных и 183 электронных книги, присланные со всей России от Москвы до Владивостока, и отсмотреть 55 кинопроизведений.

Топ-10 детективных премий мира:

· Премия Эдгара Аллана По – с 1954 года вручается ежегодно Ассоциацией детективных писателей США.

· «Кинжалы» — одна из самых престижных наград в детективном жанре, присуждается Ассоциацией детективных писателей Великобритании за произведения, ведет свою историю с 1955 года.

· Премия Ниро Вульфа — литературная награда, которую с 1979 года присуждается авторам детективов по выбору сообщества поклонников Ниро Вульфа, Арчи Гудвина и их автора Рекса Стаута.

· Премия Макавити — американская литературная премия для писателей детективного жанра, названная в честь кота из произведений поэта, драматурга и литературного критика Томаса Эллиота.

· Премия Агаты — международная литературная премия имени Агаты Кристи, присуждаемая ежегодно в области детективной и мистической литературы за произведения, написанные в классическом стиле.

· Премия международной Ассоциации авторов триллеров — с 2006 года вручается на ежегодной конференции ThrillerFest в Нью-Йорке, где собираются около тысячи писателей, читателей, издателей, редакторов и агентов.

· Премия Дэвитт — национальная австралийская награда в жанре детективной литературы. Номинанты – лишь австралийские женщины, пишущие детективы как для взрослых, так и для детей.

· Европейская премия за литературу детективного жанра – международная литературная премия, проводится раз в два года в Германии в рамках международного фестиваля детективного жанра «Убийство на Хельвеге».

· Премия «Стеклянный ключ» — литературная премия скандинавских стран в области детективной литературы, вручается Союзом детективных авторов Скандинавии с 1992 года.

· Премия Палле Розенкранца — литературная награда Дании за лучший криминальный роман года, опубликованный на датском языке, независимо от страны его происхождения.

 

Елена Боброва

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Убийца — садовник

Back To Top