skip to Main Content
«Темная сказка» о Сергее Есенине

Режиссер суперкассовых не-блокбастеров Клим Шипенко снимает кино о Есенине. Получит ли его новая работа зрительскую любовь – узнаем через год, а пока: о чем говорит Шипенко.

28 декабря 2020 года. Клим Шипенко («Холоп», «Текст», «Салют-7») у себя в инстаграме оповестил мир: «Это ЧУДО, что «Декабрь» — фильм про последние дни жизни великого русского поэта Сергея Есенина начал свой, уверен не легкий путь!!!!». Оповестил в тот самый день, когда 95 лет назад Есенин покинул эту землю.

Январь 2021 года. Съемки в Петербурге и под Питером. Одной из ключевых локаций картины, сюжет которой крутится вокруг железной дороги, – стал Витебский вокзал. Под его старинными гулкими сводами Клим Шипенко и поделился своими мыслями о проекте, посвященном последним дням певца России.

Согласно релизу, фильм «Декабрь» рассказывает о том, как на границу СССР из Германии прибывает знаменитая танцовщица Айседора Дункан, которая готовила побег Есенина из страны Советов. Ему лишь остается сесть в поезд и доехать до Риги. Поэт бежит из Москвы в заснеженный Ленинград, где попадает в безумную круговерть событий. Он мчится навстречу своей любимой, невзирая на помехи и преграды.

«… Фигура Есенина привлекала меня всегда. Мне очень близка его поэзия, таинственная смерть, противоречивость характера, всенародная слава и, конечно, талант – всё это является огромным полем для творчества и искусства.

Вообще факты биографии Есенина должны вызывать у кинематографистов огромное желание снимать о нем фильмы. И мне кажется, раз в 10 их должно быть больше, чем есть сегодня.

… «Декабрь» – это не альтернативная история. Это моя интерпретация последних дней жизни Есенина, на которую меня вдохновило состояние души поэта, а не исторические факты. Да, наш сценарий основан на реальных фактах, но при этом «Декабрь» — ни в коей мере не документальное расследование того, что происходило той зимой в Ленинграде. Я не претендую на правду. И в то же время, я думаю, моя интерпретация не будет конфликтовать с мнением тех, кто убежден, что знает, как оно было на самом деле. Может быть, напротив, кино дополнит, расширит их представление о фигуре Сергея Александровича. А те, кто не так хорошо знаком с биографией и творчеством Есенина, возможно, благодаря фильму заинтересуются им и будут дальше его изучать.

… После фильма «Текст» мы с Сашей Петровым хотели продолжить наш творческий тандем. У меня был уже написан сценарий «Декабря», и я подумал, что он обладает чувством, которое я ищу в актере на главную роль.»

 

В отличие от Высоцкого-Безрукова в байопике «Спасибо, что живой», здесь от нас не скрыли, что Есенина играет Александр Петров. Но увидеть его в лицо нет никакой возможности – кинематографисты старательно поворачивают его спиной к фотокамерам. Про Айседору и вовсе ничего не известно, загадка даже имя актрисы.

«… В каждом времени Есенина могли изобразить разные актеры. На сегодняшний день я не вижу в этой роли никого, кроме Петрова. Моя интерпретация не требует абсолютного портретного сходства актера с главным героем. Даже если бы мне привели актера 25 лет, который идеально похож на Есенина, но пороху еще не нюхал, он не подошел бы мне, потому что у него нет нужного нам опыта. В нашем фильме речь идёт о последних днях жизни поэта. Актёр должен будет воплотить на экране драму и ощущение приближающейся смерти человека, находящегося в нестабильном состоянии, с расшатанной психикой. Это не тот ангельский Есенин, который ходит по полю, трогает рожь и читает стихи про березы. Это совсем другой образ, и Петров идеально подходит моему замыслу. Я, честно, искал, но после проб стало понятно, что сильных конкурентов у Саши нет. Он бесспорно обладает особым талантом, в нём присутствует нужная органика, темперамент и необходимый жизненный опыт, и он ощущает какую-то жизненную боль, которую, как мне кажется, ощущал Сергей Александрович.

… Сергей Безруков, кстати, ведь тоже не похож на Есенина. И посмотрите другие байопики, которые вышли недавно, — кто стремится к идеальному портретному сходству? Вот, Гэри Олдман играет Черчилля. Но он же не похож на Черчилля! Мы все равно видим Гэри Олдмана, только очень толстого.»

«… Фигура Есенина у всех своя личная, поэтому я прекрасно понимаю, что мое видение не удовлетворит абсолютно всех. Но если даже оно кого-то возмутит, это тоже хорошо. Главное, чтобы зритель не был равнодушен. Если думать, ополчатся на нас фанаты Сергея Есенина или нет, тогда надо не выходить из дома, ничего не делать и заказывать еду через мобильное приложение, чтоб безопаснее было. Я никому не хочу навязывать свой взгляд на Есенина. Но зрители часто забывают, что кино – это воображение конкретного автора. Хорошее, плохое, талантливое, бездарное, больное, здоровое — так или иначе оно принадлежит одному человеку, который вовсе не претендует на общую правду, которую надо вбить в голову каждому.

…Мы изучили все доступные источники о том времени, о Есенине, которые есть на данный момент. И время 20-х показываем, отталкиваясь от правды. Но опять же многое подвергли интерпретации, потому что многие элементы той жизни сегодня смотрятся архаично, и зрителю будут не очень понятны или интересны. Например, слушая, как читал стихи сам Есенин (есть несколько записей столетней давности), ловишь себя на том, что как-то оно не очень сходится с тем образом, который сложился у нас. Та же история с Айседорой Дункан. Если вы посмотрите, как она танцевала, вам покажется, что это какая-то сумасшедшая бегает босиком, и вы не поймете, почему она вызывала такой восторг. А ведь Айседора по звездности, по крутости была как Мадонна 20 лет назад. Поэтому мы делаем фильм в диалоге с современным зрителем.»

«… Было ли это самоубийство, или Есенина убили? Я не знаю. Как будет в фильме, вы увидите. А что касается непосредственно факта гибели поэта, есть доказательства и в пользу одной версии, и в пользу другой. Вроде Сергей Есенин добровольно ушел из жизни. Но есть моменты, которые ставят это под сомнение. И Захар Прилепин в своей книге о Есенине — мне она очень понравилась, всем рекомендую, — очень классно аргументирует версию самоубийства. Но русский человек не хочет мириться с этим фактом, он противоречит нашему восприятию образа Есенина. Нас могут убеждать, что так все и было, и мы можем качать согласно головой: «Да-да, конечно». Но в глубине души так не хочется в это верить! А кино — это волшебство, магия, страшная сказка. Мы не претендуем на правду, так что давайте немножко помечтаем в этом фильме.»

 

Записала Ольга Машкова

Ложка дегтя. Разумеется, от Захара Прилепина, книгу которого Шипенко выделяет и ценит. Но Захара тревожат фантазии на тему любимого поэта. Вот что он написал у себя в ЖЖ: «Меня кандидатура Петрова волнует очень мало — я его немножко знаю, и фильмы с ним смотрел: он одарённый товарищ. Но вот это вот: Дункан готовит побег Есенина из Советской России — о, Боже мой, Боже мой. Из Германии она приезжает! (Она вообще-то жила в СССР и называла себя «коммунисткой». А из Германии, ранее Франции, ранее Италии, ранее США она несколько ранее приехала вместе с Есениным — он там везде был, почти 1,5 года прокатался, ошалел от увиденного и написал очерк «Железный Миргород»; краткое содержание: идите к чёрту вместе со своим капитализмом). Но нет, в кино она приезжает из Германии, и шепчет: Сеёжа, всё готово, бежим! И он собирает рукописи, платки, галстуки. А она ему: не надо, брось всё, там всё есть, это же Запад! И он бросает. Но его настигают в последний момент, и херак по голове кайлом. Не фига, сука, бегать из Советской России! …вот за что мне это? Фэнтези, йоу».
(цитата дана в авторской орфографии)

Детали:

· Клим Шипенко хотел снять кино про Есенина, еще когда учился в институте. Прошло почти 20 лет, звезды, наконец, сошлись.

· Сценарий был написан 4 года назад, в создании его Климу помогал его отец, драматург Алексей Шипенко (театралы должны знать это имя очень хорошо – в 80-е годы спектакли по его пьесам «Смерть Ван Халена», «Ла-фюнф ин дер люфт», «Натуральное хозяйство в Шамбале» потрясли театральное пространство России).

· 3 года Клим Шипенко искал деньги на производство картины, несколько раз подавал заявку в Фонд кино и, несмотря на успех своих прошлых картин «Холоп» и «Текст», получал отказы. Непросто прошла презентация проекта в Фонде кино и нынешним летом, — как и прежде «Декабрь» вызвал неоднозначную реакцию экспертов. И все же добро на съемки дали и средства выделили.

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Темная сказка» о Сергее Есенине

Back To Top