skip to Main Content
Театр «Балтийский дом» вернулся в 60-е и поставил «Девчат»

Пару лет назад в афише Балтийского дома появился спектакль в жанре «communal club» по рассказам Зощенко. Нынче театр обратился к более свежему ретро, – 22 января в первый раз для публики сыграли спектакль «Девчата» по повести, написанной ровно 60 лет назад. Никаких ультрасовременных режиссерских ходов, зато много сентиментального, – авторы спектакля, подспудно или нет, но отдали дань своим родным, которые, как «девчата», после войны поднимали страну.

Первое, что приходит в голову: не те ли это «Девчата»? Надежда Румянцева, Люсьена Овчинникова, Инна Макарова, Нина Меньшова, Светлана Дружинина, чьи героини дружно и не очень разделяют житие-бытие в общаге, и – вишенкой на торте – невероятно обаятельный Николай Рыбников? Да, те самые. Если у вас возникла мысль, не побоялись ли авторы спектакля зрительских сравнений, то, конечно, без волнительных моментов не обошлось, и кто-то даже называет спектакль «вызовом», ведь фильм Юрия Чулюкина входит в золотую коллекцию отечественного кинематографа, а Надежду Румянцеву, благодаря именно Тосе, за границей прозвали «Чарли Чаплиным в юбке». Нынешняя Тося, молодая актриса Александра Мамкаева, тоже исключительный случай. Постановщик спектакля Александр Кладько убежден: в Петербурге всего лишь две актрисы могут быть органичны в образе обаятельной и простодушной идеалистки-поварихи и, если бы в труппе Балтдома не было бы Александры, ее тезка-режиссер даже не задумался бы о «Девчатах».

Но не стоит думать, что все смотрели фильм «Девчата» — из миллениалов о лавстори задорной Тоси и дон жуана с уральского лесоповала знают разве что те, кто в детстве готов был смотреть телевизор с любимыми бабушкой-дедушкой. Тем экзотичнее для них новая постановка Балтийского дома, в которой ценности того времени и страсти влюбленных вписаны в фон скудного скарба строителей коммунизма. Авторы спектакля к тому же поиронизировали над прекраснодушными героями Чехова, мечтавшим увидеть небо в алмазах, – над головами их потомков деревянные лавки. Зачем они и почему их так много, зритель узнает в конце спектакля.

Для тех, кто понимает, почему фильм Юрия Чулюкина — один из советских «золотых» кинохитов, и тех, кто не читал саму повесть Бориса Бедного, ее театральная версия может стать неожиданностью. Нет, не потому что она насыщена юмором, музыкой и пластикой (а танцуют и поют на сцене, что танцевали и пели в 60-е, и в зрительном зале найдется немало тех, кто будто бы заново проживет свою молодость). А потому что режиссер Александр Кладько не довольствовался историей укрощения строптивых Тоси и Ильи и рассказал о судьбах подруг и соседок Тоси по общаге – Нади, Кати, Веры. И поверьте, даже стервозная Анфиса откроется с другой, весьма драматичной стороны. Напомнили зрителям и о детдомовском детстве самой Тоси.

И все же, несмотря на немалую толику драматизма, театральные «Девчата» не загружают зрителя чернухой разной степени крепости. Спектакль, несмотря ни на что, получился светлым, легким и по-хорошему наивным. Сегодня только так и можно поверить в чудо.

P.S.: Ближайшие показы спектакля «Девчата» 31 января, 12 и 25 февраля.

 

Фото: Наталья Кореновская

 

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Театр «Балтийский дом» вернулся в 60-е и поставил «Девчат»

Back To Top