Сегодня в прокат выходит «Обратная связь» — продолжение «Громкой связи», в которой четверо из «Квартета И» + Мария Миронова, Ирина Горбачева и Анастасия Уколова ссорятся, мирятся, снова ссорятся, и снова мирятся.
Мы уже посмотрели кино и свидетельствуем – «Квартет И» как всегда в ударе и, как всегда, эмоциональный градус зашкаливает, несмотря на новогодний мороз.
Истоки «Обратной связи» — в итальянском кинохите 2015 года Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». «Квартет И» вначале снял русскую версию традиционного ужина друзей, когда вечер внезапно перестал быть томным, а потом, увлекшись, сделал сиквел, ведь осталось столько всего недосказанного. Одним из авторов сценария «Обратной связи» выступил Ростислав Хаит. Ему и слово.
Об «Обратной связи»
Когда мы еще только приступили к съемкам «Громкой связи», продюсер Рубен Дишдишян уже посоветовал нам задуматься о второй части. Но мы тогда не задумались. А вот когда «Громкая связь» вышла, то задумались уже крепко. На этот раз самое сложное было понять, придумывать ли для продолжения такой же ход, как в первой части, или нет, и затем разработать этот единый концепт. Когда же мы для себя это определили, то сценарий стал писаться довольно быстро. И месяца за четыре был полностью готов.
В «Обратной связи» высокая эмоциональная амплитуда – такие «американские горки» от смешного к грустному, а в итоге выходишь с ощущением светлой печали, какой-то веры не то чтобы в справедливость, а в то, что и в твоей жизни счастливые моменты все-таки будут происходить чаще, нежели грустные.
И еще сильная сексуальная составляющая, которая, надеюсь, произведет должное впечатление на зрителей. Мне кажется, что честного откровенного разговора о сексе, не показа постельных сцен, а именно разговора, в нашем кино практически не было. Тем более, когда эту тему обсуждают мужчины и женщины, есть гендерно разный состав и разговор ведется по-другому: кто-то может обидеться, кто-то может, наоборот, получить удовольствие от этого разговора, кто-то похвастать.
Об институте брака
Институт брака на данный момент, не то чтобы трещит по швам, но… Знаете, я смотрю на своих друзей, – кто-то из мира шоу-бизнеса, кто-то далек от него, – и тем не менее, нет ни одного моего сверстника, который не разошелся бы со своей первой женой. В 20 лет тебе реально кажется, что ты полюбил навсегда. Но скорее всего, это окажется неправдой. Другое дело, когда сходятся уже сформировавшиеся люди, которые уже понимают, что жизнь – это компромиссы. Нужно строить отношения, исходя не из юношеских представлений о жизни, а из реальности. «Ну да, она такая», – думаешь, глядя на женщину рядом с собой. Но ты готов смириться с ее какими-то, на твой взгляд, недостатками, потому что тебе важнее те ее достоинства, которых до сих пор не находил ни у кого другого. Мои родители, например, вместе уже больше 50 лет. Сейчас у них прекрасные отношения, хотя в их жизни было всякое. Но как говорит Жванецкий: «Настоящая семья начинается после 60, когда вы больше никому кроме друг друга не нужны». Или: если женщине нравится, как мужчина шутит, а мужчине нравится, как женщина выглядит, то такой союз может быть максимально долговечным.
В конце концов, мы все сложные, разные. И мы за свою жизнь совершаем какое-то количество предательств, ошибок, измен. Но все оправдывает любовь к человеку, которому ты изменил, или оскорбил, или обидел
О физической измене
Для меня, честно говоря, физическая измена не является таким уж страшным грехом. Не знаю статистику прошлых веков, но сейчас адюльтер стал куда доступнее. Представьте себе историю 200-летней давности: увидел на балу девушку, единственно, что смог сделать, – сунуть ей тайком записку: «Такой-то желает познакомиться…». Она увидела записку, но на балу не смогла ничего передать. Узнает, где он живет, и как-то там ему передает ответ. И все это длится месяцами. Потом они наконец, сговариваются встретиться там-то и там-то, а курьер не донес записку, – размыло дорогу. А сегодня? Все гораздо проще.
Надо ли говорить правду своей второй половине о случившейся измене? Я абсолютно точно понимаю, что для меня лучше жить в счастливом неведении, чем в несчастливой правде. Грэм Грин* заметил, что истина – это идеал, к которому стремятся математики и философы, в человеческих же отношениях доброта и ложь дороже тысячи истин. Ложь, продиктованная добротой, мне кажется, важнее фактической правды. Моя девушка рассказала мне, что существует такое понятие, как «эмоциональная правда». Это когда говоришь близкому человеку фактическую неправду. «Ты изменяла мне?» — спрашиваешь ты жену. А она отвечает: «Нет!». Фактически это неправда, но здесь важнее то, что изменившая однажды жена – ну мало ли что в жизни случается, – не хочет расстраивать мужа, делать ему больно своей правдой… И вообще, у Довлатова есть эта замечательная мысль: «Меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр! Человек подл! Человек человеку – друг, товарищ и брат… Человек человеку – волк… И так далее. Человек человеку – табула раса. Иначе говоря, все, что угодно»… Все зависит от обстоятельств, в которых оказывается человек.
6 фактов об «Обратной связи»
· Герои те же, проблемы новые: персонаж Ростислава Хаита пожизненно застрял в заместителях начальника и считает себя неудачником; герой Леонида Бараца отчаянно не хочет стареть и пытается скрыть малейшие признаки возраста; Лева Камиля Ларина всех достал своим умничаньем; Дмитрий (в телефоне друга записан как ЛжеДмитрий), он же Александр Демидов, оказывается не тем, кем кажется. Героиня Ирины Горбачевой переживает сексуальное разочарование, Катя Анастасии Уколовой уже не та дурочка, над которой подшучивают взрослые жены друзей, и ее слушается даже сохатый. Нет, всерьез. И кажется, только Ева, героиня Марии Мироновой, по-прежнему любит всякие психологические игры.
· Как ни странно, возникшая на «Громкой связи» дружба всех 7 актеров на съемках «Обратной связи» создала проблемы, – коллеги так расслабились друг с другом, что перестали скрывать эмоции. «Я вдруг понял, что Маша Миронова с Ирой Горбачевой могут меня задушить, потому что я их просто достал своими поправками по сценарию», — смеется Ростислав Хаит. Но споры и ссоры оказались только на пользу фильму. «Поскандалив и начав сцену в эмоциях, мы с этой сценой, в итоге, лучше справлялись,» — признается Леонид Барац.
· На стене дома, где празднуют Новый год три семейные пары и один холостяк, висит портрет Аллы Пугачевой. Это признание в любви примадонне режиссера фильма Алексея Нужного и художника-постановщика Маргариты Аблаевой.
· К стенам дома, кстати, стоит особенно присмотреться – на них висят картины художницы Анны Сиберт, супруги режиссера Алексея Нужного. Почти все произведения она сделала специально для фильма под интерьер. «Мы так специально не задумывали, но получилось, что Анины работы стали также выражением, проявлением эмоций и чувств главных героев,» — признается Маргарита Аблаева.
· Хотя основное действие сюжета разворачивается в доме, без натурных съемок было не обойтись. В бесснежную зиму пришлось воспользоваться искусственным снегом, и даже из собачьего шампуня, – на территории дома, где проходили съемки, живут гончие, поэтому снег должен был быть гипоаллергенным. «В итоге во время съемок сцены, где наши герои выпивают и закусывают на улице, мы пили мыльную водку, ели мыльные сыры, колбасы, помидорчики и огурчики», – вспоминает Леонид Барац.
· Заснеженную трассу снимали под Апатитами в Мурманской области, где минус 12°C ночью — будто все минус 50°C. «Так холодно мне еще никогда не было в жизни, – признается Ростислав Хаит. – Между дублями я засовывал свою лысую голову через окно в салон натопленной машины, чтобы хоть немного отогреться». Но режиссер просил актеров сыграть праздник, Новый год, и, конечно же, несмотря на адский холод, все так и получилось: очень празднично и душевно.