Первая декада ноября в Петербурге пройдет под знаком одного из самых статусных кинофестивалей Европы — ХХХ Международного кинофестиваля анимационного, короткометражного и документального кино «Послание к человеку». Как и положено смотру документального кино, он полон боли и мизантропии…
Другая тенденция стала общим местом, даже не интересно отмечать – абсолютное большинство фильмов, попавших в конкурсный лонг-лист «Послания к человеку», снято женщинами. «И это не какая-то специфическая женская тематика или особый женский взгляд. Просто в профессию, судя по всему, пришло не одно поколение талантливейших женщин-режиссеров, которые, наконец-то, получили возможность себя выразить и, на равных, даже с некоторым преимуществом, конкурировать с мужчинами в таком жанре, как авторское документальное кино», — заметил программный директор фестиваля Алексей Медведев. Но из нескольких десятков представленных на «Послании» картин мы выбрали 6 (не считая шедевров Феллини), снятых не только женщинами…
«Земля кочевников»
Картиной Хлои Чжао, только что сенсационно победившей на Венецианском кинофестивале, откроется «Послание к человеку». И в том, что роуд-муви в год тотальной стагнации и в Венеции побеждает, и питерский фестиваль открывает, чудится грустная ирония.
Героиня остается без работы, без мужа и без дома, когда во время экономического кризиса закрывается единственная фабрика в ее городке, — грузит свой убогий скарб в «убитый» фургончик и присоединяется к племени сезонных рабочих, кочующих от штата к штату в поисках нищенского заработка. Хоть кино и художественное, на деле это адаптация документального исследования журналистки Джессики Брудер «Земля кочевников: Выживая в Америке в двадцать первом веке», и снялись в нем реальные кочевники, для которых дауншифтинг – спасение в гибнущем мире. Кроме злобного ехидства по поводу страны небоскребов-колоссов и убогих ниф-нифских домов-трейлеров, а также первозданного американского пейзажа, располагающего к созерцательной меланхолии, «Земля кочевников» — это еще и Фрэнсис МакДорманд, звезда «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» и берущего за душу минисериала «Что знает Оливия». И конечно, хочется высказать, мол, МакДорманд играет очередную одинокую, неулыбчивую и депрессивную тетку, сколько у нее уже таких, но это выбор самой актрисы, – не успела книга Джесски Брудер выйти в свет, как Фрэнсис МакДорманд приобрела на нее права.
3 ноября, 17.00, к/т «Аврора».
«Вера», Италия
Итальянскому режиссеру Валентине Педичини понадобилось более 10 лет, чтобы рассказать миру о затворнической секте практиков кунг-фу, которые все еще надеются спасти мир с помощью странных ритуалов. Одиннадцать лет назад она сняла короткометражку об этих людях, которые живут в сельской Италии и считают себя одновременно монахами Шаолиня и истинными христианами, спустя годы вернулась и прожила с ними более 3 месяцев. «Они восприняли мое возвращение как своего рода таинственный знак», — говорит Валентина. И доверились ей. А доверившись, открыли Педичини дверь в недоступный обычному человеку мир, где все определяется дисциплиной, эмоциональным насилием и, в конечном счете, подчинением. Те, кому уже довелось увидеть работу итальянского документалиста, отмечают удивительную чувственность этого терпеливого, пассивного исследования, которое приводит к тревожным откровениям…
6 ноября, 18.00, киноцентр «Дом Кино».
«Пойманы в сети», Чехия
Документальное кино, после которого любой женщине легко стать мужененавистницей и с пеной у рта утверждать, что каждый мужик – похотливый м… Но исследование Барборы Халуповой и Вита Клусака – сигнал родителям: ваши дети под угрозой. Три актрисы 18+ находятся в комнатах с детским интерьером и, прикинувшись 12-летними лолитами, общаются с мужчинами всех возрастов на поддельных аккаунтах в соцсетях. Подавляющее большинство этих мужчин требуют секса онлайн и присылают фотографии своих гениталий или ссылки на порно. Некоторые виртуальные хищники развлекаются шантажом — спрятавшись за фальшивым детским профилем, втираются в доверие к «сверстнику» и с помощью изощренных уловок, заполучив его «ню», угрожают разместить фотографии в соцсетях. В конце концов «лолиты» встречаются с мужчинами — под наблюдением охранников и шести скрытых камер. Совсем добивают цифры: за 10 дней этого психосоциального эксперимента к трем девушкам «постучалось» 2458 сексуальных маньяков…
5 ноября, 21.00, 6 ноября, 15.00, киноцентр «Дом Кино».
«Уроки фарси», Россия/Германия/Белоруссия
Что ж, дожили до того, что фильм о холокосте может внушить больше надежды, чем кино о реальном нашем дне, именно «дне», не суть цифровом или аналоговом. Картина Вадима Перельмана, которую покажут в рамках программы «Кино сверхреальности» — о бельгийце еврейского происхождения, в концлагере выдавшем себя за перса. И все бы ничего, но концлагерный повар мечтает после войны открыть в Иране ресторан и ищет носителя языка… Историческую драму без педалирования на физиологическом кошмаре быта в концлагере снял Вадим Перельман, который международному зрителю знаком по фильму «Дом из песка и тумана», отечественному — ещё и по телесериалу «Измены», ничего общего с «Уроками фарси» не имеющем, но так бывает… По признанию режиссера, этот фильм в том числе и о том, что «все мы одинаковые в этом мире, даже нацисты». Чтобы принять или яростно отвергнуть этот тезис, стоит посмотреть не только фильм Перельмана, но и короткометражку 1945 года «Освенцим», который покажут за час до сеанса «Уроков фарси»…
7 ноября, к/м «Освенцим»: 17.00, «Уроки фарси»: 18.30, к/т «Аврора».
«Феллини и духи», Италия
Ретроспективная программа под названием «Гендер без границ» посвящена Федерико Феллини – в год 100-летия со дня его рождения. В последние свои годы великий мастер вздыхал: ушли мои зрители… Хочется надеяться, что в Петербурге они все же не ушли, и его кино заиграет новыми красками на «Послании к человеку». А не заиграть не может, ведь программа, посвященная классику итальянского кино, актуализирована в феминистском духе нашего времени. Но помимо отреставрированных «Города женщин», «Сатирикона», «Ночи Кабирии» и «Казановы» на фестивале пройдет российская премьера документальной ленты Асельмы Дель’Олио «Феллини и духи», которая обещает приоткрыть плотный занавес и погрузить зрителей в исследование страсти художника к тайне, эзотерике, «невидимому миру». Благодаря данным международных архивов, фотографиям, сделанных на съемках его фильмов, и интервью с интеллектуалами, влюбленных в творчество Феллини, мы увидим портрет великого режиссера без всяких прикрас.
«Его гений – это ковчег свободы. Маэстро дал нам шанс любить себя такими, какие мы есть. Разные формы и виды влечений, а также их социальные пертурбации – в открытом дискурсе отобранных нами фильмов. Образы и истории Федерико Феллини с невероятной тонкостью иронизируют над тем, что до сих пор табуировано. Его фильмы нужно видеть на большом экране, чтобы с головой погрузиться в мир подсознания мастера, смотревшего на мир широко открытыми глазами», – говорит куратор программы Александр Марков.
7 ноября, 21.00, к/т «Аврора».
«Гунда», Норвегия / США
Киноизвинением перед животным миром петербургского документалиста с мировым именем Виктора Косаковского («Антиподы», «Акварель») завершится 30-й фестиваль «Послание к человеку». И это действительно будет посланием: мы не главные на планете, мы такие же, как другие миллионы живых существ, ее населяющие. Фильм «Гунда» родился благодаря Хоакину Фениксу и его речи в защиту прав животных на церемонии «Оскар», которую услышал Косаковский. Два вегана легко нашли общий язык, и Феникс ни секунды не пожалел о своей поддержке проекта. «»Гунда» – это завораживающий взгляд на чувства животных, обычно – и, возможно, нарочно – скрытые от нашего взгляда. Гордость и почтение, веселье и блаженство, которые испытывает свинья, глядя на своих поросят; ее паника, отчаяние и полное поражение перед лицом жестокого обмана являются подтверждением того, что животные и люди одинаково реагируют на события в нашей жизни. Это фильм глубокой важности и художественности», — уверен Хоакин Феникс. Но это не только великолепное с точки зрения эстетической выразительности кино. Косаковский может быть доволен. «Я знаю, что искусство не может спасти мир, к сожалению, но одну свинью мы спасли. Она стала знаменитой, и хозяйка мне сказала: «Теперь-то я не смогу ее убить, пускай доживает свой век, как ей положено». Поросята живут в среднем 4–6 месяцев, свиноматки – два-три года. А теперь Гунда проживет 25–30 лет. Мой фильм спас одну свинью», — рассказал в одном интервью документалист.
Косаковский не ставит диагноз homo sapiens, он просто просит прощения за всех тех, кто ест мясо, у свиней, коров, куриц, которые — не просто жертвы человека, а жертвы, проживающие короткую и мучительную жизнь в клетках и загонах, сходящие с ума, если им вдруг посчастливится увидеть настоящую траву и солнце… В «Гунде» на экране не появляется ни один человек, не раздается ни одного слова – этот мир населен лишь животными, и их звуки оказываются столь же выразительными, как человеческая речь, а чувства более открыты и искренни, чем у «царя природы»…
8 ноября, 16.00, к/т «Аврора».
К сведению:
· На фестивале «Послание к человеку» проводятся Международный конкурс, Национальный конкурс и Экспериментальный конкурс In Silico. В них в этом году вошли 73 фильма, включая 32 российских и 15 мировых кинопремьер.
· Для участия в конкурсе было прислано 2837 заявок из 98 стран. Лидеры по количеству присланных заявок – Россия, Франция, Испания, Германия и США. Участники также прислали свои работы из Новой Гвинеи, Макао, Люксембурга, Бахрейна, Эквадора, Конго и Буркина-Фасо.
· В рамках фестиваля также разворачиваются три внеконкурсные программы – «Панорама.DOC» (главные документальные фильмы сезона), «Кино сверхреальности» (хиты главных фестивалей года) и ретроспекция и рефлексия на тему творчества Федерико Феллини.
· Главными площадками «Послания к человеку» стали киноцентр «Дом Кино» и «Родина», именно те кинотеатры, где 30 лет назад зарождался кинофестиваль.
· Помимо национального, международного и экспериментального конкурса, в рамках фестиваля пройдут кинопоказы для широкой аудитории, мастер-классы и творческие встречи для студентов, тематические выставки, в том числе специальная программа, посвященная 100-летию Федерико Феллини.