В рамках XV Международного Санкт-Петербургского книжного салона состоялась презентация дебютного романа Питера Хёга «Представление о двадцатом веке». Он был написан в 1988 году, но только сейчас переведен на русский язык.
Датчанин Питер Хёг, пожалуй, одна из самых эксцентричных фигур в современной европейской литературе. Он избегает соцсетей, интервью и поездок, в его доме очень мало мебели и нет телевизора. До того, как стать писателем, был моряком, артистом балета, актером, фехтовальщиком и альпинистом. Ничто из этого не предполагало, что Хёг получит звание магистра искусств в области литературы.
В 1988 году Хёг написал свою первую книгу. «Но она была слишком толстой и слишком сложной, поэтому я даже не пытался найти издателя, — вспоминал как-то Хёг – Но мой младший брат взял мою рукопись и пошел куда-то ее отдавать. Я помчался за ним, отнял бумаги и отправил брата домой. А потом стоял с этой кипой на улице Копенгагена и думал: “Ну, и что теперь?”. Не знаю, что меня подтолкнуло, но я взял и зашел в небольшое издательство, которое мне всегда нравилось, и положил на стол издателя рукопись. Она прочитала книгу за ночь и тут же прислала мне контракт». Так Хёг заявил о себе на литературном пространстве Дании.
Выпустив в 1996 году роман «Женщина и обезьяна», на доход от продажи книги основал фонд помощи женщинам и детям третьего мира. И исчез с горизонта на целых 10 лет. Вернулся в 2006 году с романом «Тихая девушка». Дальше были «Дети Хранителей Слонов», «Эффект Сьюзен». Но что бы Питер Хёг ни писал, он все равно остается автором мирового бестселлера «Смилла и ее чувство снега», в экранизации которого титульную роль сыграла Джулия Ормонд.
О Хёге говорят, как о писателе, которого трудно «классифицировать» с точки зрения стиля. Как заметила на презентации «Представления о двадцатом веке» переводчица Елена Краснова, без которой издательская судьба книг Хёга в России немыслима, «каждая его новая книга – это поворот градусов на 90». Хёг оборачивается то постмодернистом, то магическим реалистом. Он может писать в готическом стиле и не забудем про нордический нуар «Смиллы…», но КАК бы он ни писал, главное – о чем.
И тут как раз та самая история про то, что писатели на самом деле всю жизнь пишут одну книгу… Хёг и пишет о той цене, которую западный мир заплатил за всеобщее благосостояние. Мы слишком далеко ушли от природы и базовых ценностей. «Мы ищем счастья снаружи и пытаемся изменить внешний мир, чтобы обрести внутреннее счастье», — говорит Хёг. Преодолеть авторитарные, разрушительные тенденции современной цивилизации по идее Хёга можно лишь вернувшись к «природным корням». Короче, пора вспомнить киплинговское «Мы с тобой одной крови, ты и я».
А все началось с «Представления о двадцатом веке», с того самого романа, который издатель прочел за ночь. Кажется странным, что мы только сейчас будем знакомиться с дебютом Хёга, с книгой, которую он писал совсем другим человеком. Но в то же время эта реверсия оказалась невероятно актуальной именно сейчас, в пандемический год. Этот роман, действие которого начинается в 1520 году в датском поместье Темный холм, где, по свидетельству Парацельса, находится центр Вселенной, подводит своеобразный итог интеллектуальной рефлексии национального самосознания датчан в современном мире. «Эта книга — история датских надежд, рассказ о том, чего мы боялись, о чем мечтали, на что надеялись и чего ожидали в ХХ веке, и я попытался рассказать обо всем этом как можно более достоверно и просто…», — говорит Хёг. Но не не стоит думать, будто прогнило что-то только в датском королевстве. Помимо всего прочего, это роман о затворничестве как образе жизни. Кого сегодня это не коснулось?