29 августа 1911 года.
Индеец шагнул из каменного века в 20-й.
Нет, 50-летний мужчина не был «разморожен», как Капитан Америка, зато куда больше походил на персонажа Сергея Юрского из советской комедии «Человек ниоткуда». Индейское племя яхи на протяжении сотен лет избегало цивилизации, укрывшись за густой растительностью в районе Дир-Крик в Калифорнии, они мирно жили, как первые люди, — добывая себе еду охотой и собирательством, а лишнего им был не надо. 19 век принес племени беду, — вездесущий белый человек всего за 15 лет практически уничтожил племя в серии массовых убийств. Выжившие 16 индейцев спрятались в горах. «Большой» мир решил: что ж, ещё одно племя коренных жителей Америки вымерло, и если это кого и могло огорчить в 60-е годы века пара и электричества, так только антропологов.
Печальная история одиночества закончилась августовским днём 1911 года, когда на холмах Северной Калифорнии недалеко от Оровилла обнаружили странного человека, который в поисках еды случайно выбрался в цивилизованный мир. Последний из яхи выглядел удручающе — истощенный, испуганный и убежденный, что он будет застрелен белым человеком, как это случилось со многими из его соплеменников. Он не понимал английского и сам говорил на языке, который никто не мог понять.
«Последний дикий индеец», как его окрестили журналисты, мгновенно стал сенсацией. Пресса пестрела свидетельствами встречи этого «дикаря из каменного века» с чудесами 20 века. Но пока читателей развлекали его реакцией на трамваи и самолёты, учёные отмечали его «джентльменство, выходящее за рамки всякого обучения и являющееся выражением внутреннего духа».
Индейца, может, и впечатлил факт, что человек сумел уподобиться птице и приручить огонь, но он остался верен традициям своего племени, — отказался назвать имя чужакам, как то завещали его предки. В конце концов, ему дали имя Иши, что означало «человек» на языке племени яхи.
Иши быстро адаптировался к новым реалиям и полюбил кататься на трамваях Сан-Франциско, являя собой живое доказательство, что homo sapiens века каменного и века 20-го, по сути, мало чем различаются. А по выходным Иши развлекал досужую публику, стекавшуюся в Музей антропологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, ставший его домом. «Живой экспонат» охотно, но не теряя достоинства, демонстрировал, как создать лук и стрелы, и с помощью переводчика и 600 выученных английских слов рассказывал о своем исчезнувшем племени.
Новая жизнь Иши была недолгой, — в марте 1916 года он скончался от туберкулёза, болезни, неизвестной среди коренных американцев. Тело, по традиции яхи, было кремировано с одним из его луков, пятью стрелами, мукой из желудей, бусами, табаком и коробкой, полной денег из ракушек, которые он скопил.
В 2000 году по просьбе племени пир-ривер, самых близких родственников племени яхи, останки Иши были перезахоронены в секретном месте в Дир-Крик, охраняемом от любопытных искателей. Надеемся, больше индейца никто не потревожит.