26 августа 1959 года.
Дебютирует автомобиль Mini.
Появление этой крошки, сочетающей в себе британскую классику и британскую дерзость, — очередное наглядное доказательство правоты предков, которые утверждали «не было бы счастья да несчастье помогло». После нефтяного кризиса 1956 года сэр Леонард Лорд, глава British Motor Corporation (BMC) поставил перед своим главным инженером Алеком Иссигонисом задачу: спроектировать микроавтомобиль, который был бы «дешев, красив и функционален».
Конечно, сэр Лорд был не одинок в желании снабдить европейцев бюджетным средством передвижения. По дорогам послевоенного Старого света катили несуразные двухместные микрокары, вроде трехколесной Heinkel Kabine Trojan, похожей скорее на отделившую от космического шаттла капсулу для Незнайки на Луне.
То, что создал Алек Иссигонис, – в условиях абсолютной секретности и всего за два с половиной года, – стало одновременно и идеальной семейной машиной, и символом независимости и непосредственности, царившей в 60-е годы. Более того, автомобиль, актуализировать дизайн которого не поднималась ничья рука целых 4 десятилетия, в конце 90-х признали вторым, после Форда, автомобилем века.
Его и в самом деле полюбили не только небогатые отцы семейств, но и модники, дизайнеры (Mini вдохновила Мэри Куант создать мини-юбку), кинозвезды, музыканты (Дэвид Боуи однажды покрыл свою малютку светоотражающими зеркалами, а Мадонна посвятил песню любимой черной Mini, на которой она ездила по Лондону в бытность супругой Гая Ричи). В числе поклонников детища Алека Иссигониса есть даже члены королевской семьи, к примеру, королева Елизавета II в знак признания заслуг дизайнера сделала его рыцарем.
Но этот английский кубик покорил и любителей гонок, Mini был даже у Энцо Феррари, разумеется, красного цвета. Трудно поверить, но на счету Mini более 30 побед в международных гонках, в том числе на престижном ралли Монте-Карло, изнурительном ралли Дакар и экстраординарных ледовых гонках Andros Ice Trophy на французских горнолыжных курортах.
… В самых первых рекламных проспектах Mini восхвалялись «экстраординарные перспективы на будущее». Красивые слова оказались правдой, хотя вряд ли сами создатели нового авто надеялись на его долгую жизнь. Единственное, в чем Алек Иссигонис прогадал в своих расчетах на успешное будущее своего детища, так это в пепельницах и месте для… бутылки джина. Дизайнер был человеком не только сильно курящим, но и сильно пьющим, вот он и решил вместо радиосистемы установить в Mini большую пепельницу, а как отправляться в путь без любимого Gordon’s Gin? Да, это были другие времена…
Факт: Удивительно, но и Mini может быть вместительным. Однажды в него влезло… 28 человек. Вряд ли то, что это были гимнастки, что-то сильно меняет…