18 марта 1982 года.
Британская поборница морали проиграла суд. Но дело свое продолжила…
В этот весенний день театральный режиссер Майкл Богданов мог прямиком со скамьи подсудимых отправиться в тюрьму отбывать двухлетний срок – за постановку пьесы Говарда Брентона «Римляне в Британии». По мнению истицы Мэри Уайтхаус первый акт содержит недопустимую сцену – имитацию мужского изнасилования. Но после вмешательства генерального прокурора 18 марта 1982 года дело было прекращено.
… Британке Мэри Уайтхаус, верной жене, заботливой матери трех сыновей и преподавательнице ИЗО в провинциальной школе было за 50, когда она вдруг обнаружила, что ее любимая Англия катится в пропасть. И виновато в этом Би-би-си, а конкретно его глава, дьявол-искуситель сэр Хью Грин, вливавший «яд в миллионы домов». И тогда в 1964 году скромная провинциалка выступила в крестовый поход против «грязи и порока». Она писала письма премьер-министру Великобритании, встречалась с Папой Римским, организовывала митинги. Она основала Национальную Ассоциацию телезрителей и слушателей. Полмиллиона жителей острова подписали петицию Уайтхаус за чистоту телевидения — британский рекорд по тем временам.
От «верной домохозяйки и подданной», как она сама себя называла, досталось всем. Матерщинникам, феминисткам, ЛГБТ-активистам, рок-музыкантам (Элис Купер со своей песней School’s Out взлетел на первые строчки хит-парада, Мэри Уайтхаус и не подозревала, что своей отповедью сделает рокеру отличную рекламу). Богохульникам – это само собой. Добропорядочную прихожанку едва не хватил удар, когда она прочла поэму члена Королевского литературного общества Джеймса Киркапа, в которой римский центурион предается сексуальным фантазиям о теле Иисуса Христа. Под прицел воинственной миссис попали «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, она травила «Доктора Кто» и Бенни Хилла, досталось даже «Робину из Шервуда» и Тому с Джерри.
Мэри Уайтхаус ненавидели, над ней издевались, служащие на Даунинг-стрит намеренно «теряли» ее письма, а ее сыновьям приходилось скрывать свое родство. В честь нее назвали порнографический журнал и сатирическое скетч-шоу, а бибисишный глава Хью Грин заказал ее портрет и получил – «Уайтхаус с пятью грудями», ставшую отличной мишенью для дротиков. Pink Floyd посвятил ей, «гордой провинциальной домовой мыши», песню «Свиньи». «Ты должна остановить злобный поток слов и держать все внутри себя», — пели Pink Floyd, но Мэри Уайтхаус не могли остановить угрозы куда страшнее. В ее окна летели камни, ей всерьез угрожали кровавой расправой. В те тревожные времена у поборницы морали всегда под рукой была кнопка вызова полиции. Но Уайтхаус не отступала. Вплоть до своей смерти в 2001 года она оставалась главным критиком и цензором «развратного» телеканала. Благодаря упорству и принципиальности «провинциальной домовой мыши» британский телеэфир до 21.00 сегодня чист от всего, что может оскорбить нежные детские глаза и уши (в том числе рекламы нездоровой еды, лото, алкоголя и презервативов). А о Мэри Уайтхаус заговорили, как о человеке, опередившем свое время…