13 мая 1637 года.
Кардинал Ришелье был в дурном настроении и запретил гостям ковырять в зубах. Так появился столовый нож. Без шуток.
Вот мы смотрим-пересматриваем «Д`Артаньяна и трех мушкетеров» с Александром Трофимовым в роли Ришелье и воспринимаем его (кардинала, конечно же) пусть и как большого умницу, но все же с некоторой долей иронии. К тому же он весь такой влюбленный и творит свои пакости не столько как государственный муж, сколько как недооцененный мужчина. Как не умилиться.
Но спасибо Дюма (и режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу), что Ришелье хоть таким вошел в наш обиход, другим кардиналам и вовсе не повезло на народную память, разве что кто-то вспомнит еще Мазарини. А между тем Ришелье основал Французскую академию, главное дело которой — вопросы французского языка, и милый городок Ришелье, который должен был стать архитектурным воплощением Утопии, первым городом с идеальным дизайном, отражающим «божественные пропорции», но после смерти кардинала-вдохновителя пришедший в упадок. В честь Ришелье назвали технику вышивания — кардинал обожал кружева и даже ботфорты украшал ажурной вышивкой. Впрочем, есть более пикантная легенда, что главный министр Людовика XIII Арман Жан дю Плесси (таково полное имя Ришелье) сам баловался рукоделием, — не все ж охотиться за мушкетерами короля. Он же снарядил торгово-дипломатическую экспедицию в Россию, между прочим. И вот, наконец, столовый нож.
Ришелье был не только гением политики, он был эстетом. Рассказывают, что однажды он разоблачил самозванца, выдававшего себя за дворянина, обратив внимание, как неумело тот обращается с тарелкой оливок. Но оливки – ерунда. Больше всего утонченного кардинала раздражало жлобство людей (и дворян в том числе) за обеденными столами того времени. И в самом деле – достают из-за поясов свои кинжалы (которыми, возможно, только что разделывали тушу оленя или закололи какого-нибудь гасконца) и вонзают их в куски мяса или масло. Ну, или просто в стол, если пришло в голову освободить руки. Ко всему прочему они еще смачно ковыряли кончиком кинжала у себя в зубах. Прибавьте к этому стоматологические проблемы жителей 17 века и вы прекрасно поймете тайного поклонника Анны Австрийской и кружевных воротничков. 13 мая 1637 года, видимо, случилось что-то настолько вопиющее по уровню скотства за столом, что кардинал приказал своим людям на кухне отпилить острые концы всех домашних ножей. Новинка французам понравилась (или была вынуждена понравиться, в конце концов, ее изобрел человек, обладавший огромной религиозной и политической властью) и вскоре округлый столовый нож стал модным аксессуаром на ужинах в высшем свете Франции. Ну а когда 30 лет спустя уже Людовик XIV в попытке обуздать чрезмерное насилие запретил носить острые ножи на улице, народу пришлось и вовсе смириться со столовым ножом. Так что теперь, когда будете намазывать маслом хлеб, вспоминайте кардинала Ришелье…
[…] мы уверены, что кардинал Ришель&… был тот еще […]