Есть что-то символичное в том, что Вадим Холоденко, пианист родом из Украины исполнит 2 сентября на открытии нового сезона Культурного центра в петербургском Доме Радио чилийскую песню «Когда мы едины, мы непобедимы». Слова ее в 70-е годы ХХ века знали не только чилийцы, для которых она стала неофициальным гимном сопротивления, но и советские граждане. Однако не все так просто.
Один из самых музыкально динамичных и технически одаренных пианистов исполнит не только простенькую, хотя и зажигательную песню, а мощный цикл из 36 вариаций на тему чилийского гимна сопротивления, написанный в 1975 году американским пианистом и композитором Фредериком Ржевски. Этим летом 83-летний автор свободолюбивого цикла ушел из жизни, так что концерт в Петербурге станет своего рода прощанием с мастером. К южноамериканской теме Холоденко добавит бетховенские «Вариации на русскую тему», которые он исполнит на уникальном рояле Fazioli, специально приобретенном для Дома Радио. По словам пианиста, «инструменты Fazioli дают более интересную звуковую палитру, более широкий диапазон красок и обладают большей звуковой мощью. Определенно, люди, которые занимаются проектированием этого рояля, знают какой-то секрет».
Вадим Холоденко имеет репутацию не только талантливого музыканта, чье имя вызывает живейший интерес у самых заядлых меломанов, очарованных «нежной и задумчивой гранью его пианизма», и за плечами которого победа на таких престижных мероприятиях как конкурс пианистов им. Шуберта в Дортмунде, Сендайский конкурс пианистов, конкурс им. Клиберна в Форт-Уорте. Холоденко известен и как один из самых, пожалуй, скромных музыкантов, – его игра лишена внешнего, напускного темперамента, основной тезис Холоденко — «Счастье для исполнителя – если о нем забыли». В конце концов, главное музыка, а кто ее играет – не имеет никакого значения.
Также в программе третьего сезона Культурного центра в Доме Радио, созданного по инициативе Теодора Курентзиса, — выставки, кинопоказы, образовательные проекты и дискуссии. «Мы хотим в полной мере осуществить изначально задуманное, — говорит Дмитрий Озерков, директор musicAeterna в России — Реализовать идею единого междисциплинарного культурного центра. Проекты, подготовленные к сезону 2021-2022, связаны и с литературой, и с кино, и с театром, и с изобразительным искусством. И, конечно же, всё это объединяет музыка».
Концерт Вадима Холоденко станет первым событием сезона в Доме Радио. В течение всего года здесь будут проходить камерные концерты в исполнении солистов musicAeterna и приглашенных музыкантов.
В сентябре начнется и первая театральная резиденция одного из ведущих современных хореографов Клаудии Кастеллуччи. Она приедет в Петербург, чтобы провести здесь лабораторию для молодых танцовщиков. В течение месяца они будут заниматься хоро-гимнастикой, «психологией длительности», литературой и живописью, а по итогам покажут танцевальный перформанс The New Habit, созданный в технике интуитивного танца. Премьера состоится 9 октября.
14 сентября, в день 700-летия со дня смерти Данте, стартует первый образовательный проект сезона, посвященный «Божественной комедии». Известные литературоведы, переводчики и философы вместе со слушателями будут перечитывать и обсуждать строфы «Ада», «Чистилища» и «Рая».
В ноябре в Доме Радио откроется выставка работ легендарного фотографа первой половины ХХ века Александра Родченко. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал мастер, отказавшийся от «созерцательной» фотографии. И даже обыденные ситуации он умел подавать нетривиально. «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи», — говорил Родченко. В экспозицию войдут более 50 фотографий: портреты современников Родченко — художников, архитекторов и поэтов, а также архитектурные съемки и кадры фоторепортажей. Работы будут представлены в Петербурге впервые.
Екатерина Юрьева
Фото Евгения Москвина