Отныне 1 апреля в России – не День дурака, а день Майора Грома. Эффектный фильм, основанный на российских комиксах, может стать фундаментом для своей супервселенной, — для идеального полицейского, не знающего преград в борьбе со злом, всегда найдется работа. Что еще надо знать о «Майоре Громе»?
В Петербурге появляется серийный убийца в маске Чумного Доктора. Заявив, что город «болен чумой беззакония», он принимается за «лечение», убивая преступников, которые смогли уйти от наказания при помощи денег и связей. Общество взбудоражено. Полиция бессильна. Высшие круги в ярости. Игорь Гром впервые сталкивается с трудностями в расследовании, от итогов которого зависит мирное существование целого города…
- Вначале было коротко
В основе фильма – серия комиксов издательства Bubble о майоре полиции Игоре Громе, известном всему Петербургу своим характером и непримиримым отношением к нарушителям закона всех мастей. «Чумной Доктор» — первая история из этой серии и, пожалуй, самая эффектная и популярная среди фанатов комикса. Логично, что именно ее и решили экранизировать.
Кинематографическая же история майора Грома началась еще в 2017 году, когда вышла одноименная короткометражка, снятая Владимиром Бесединым, с Александром Горбатовым в главной роли. Успех фильма на крупнейшем мировом фестивале поп-культуры Comic Con в калифорнийском Сан-Диего и на Берлинском кинофестивале дал старт работе над полнометражной экранизацией «Майора Грома». Только на этот раз в режиссерском кресле оказался Олег Трофим («Лед»), а кепку бравого майора надел артист Александринского театра Тихон Жизневский.
- Прощайте, кудри
Пожалуй, это самая большая загадка, — как в актере с романтическими кудрями и лучезарным взглядом, мечтающем сыграть «идиота» Мышкина и Иисуса Христа, увидели сурового борца с преступностью. Но, по словам креативного продюсера картины Романа Коткова, искали «высокого красивого мужика с интеллектом в глазах». Искали долго, почти год, через кастинг прошло немало артистов, от малоизвестных до звезд первой величины. Уже через 5 минут знакомства с александринцем Жизневском продюсеры и режиссер поняли, что нашли своего Грома, осталось только сбрить кудри, перекрасить в брюнета и отправить в спортзал, сбросить 10 килограммов и приобрести «кубики». «Для Грома у нас был шуточный референс – Брэд Питт из «Бойцовского клуба» и «Большого куша», – такой сухой, с проработанными жилами, — рассказывает Тихон. — Я никогда толстым не был, но пришлось ограничивать себя в еде. Для меня даже разработали специальную диету, привозили коробочки с едой». В перспективе Тихон Жизневский готов продолжать работать над своим телом и обещает: если будет продолжение «Майора Грома», его герой будет помощнее нынешнего.
- Заметьте – не шаурма
Для съемок фильма оборудовали настоящий рабочий ларек с шавермой. «Я очень люблю шаверму, в этом мы с моим героем похожи. Я знаю её правильный рецепт, знаю, где найти в Питере идеальную шавуху. И был очень рад, что у нас на площадке работала своя палатка с шавермой», – смеясь, признаётся Тихон Жизневский. «Нам очень часто давали шаверму в буфете во время съёмок: Питер же всё-таки. Так что тысячу штук мы точно умяли. Но если говорить про личный зачёт, то тут пальма первенства принадлежит Тихону: только за одну смену он съел около 15 штук, – говорит Артём Габрелянов. – Вообще, шаверма играет очень важную роль как в оригинальном комиксе, так и в фильме. Не буду раскрывать всех деталей, могу лишь посоветовать обращать внимание на сцены, в которых она будет присутствовать».
- Дресс-код суперполицейского: никакой формы
И кажется, в моду могут войти винтажные кожаные куртки и кепки, без которых Игорь Гром никуда. Правда, это вам не бэтменовский плащ сшить, — реквизиторы российского кинокомикса с трудом нашли то, что им нужно. «Как должна выглядеть куртка и где её искать, я не знала, но идти за ней в торговый центр была не готова. Этот предмет гардероба Игоря Грома – даже не одежда, это его вторая кожа, и никто в зрительном зале не должен сказать: “У меня такая же дома в шкафу висит”, – поясняет художник по костюмам Анна Кудевич. В конце концов, куртка была найдена в одном из винтажных магазинов Москвы. Она послужила прототипом для изготовления нескольких курток Майора Грома для разных сцен.
С кепкой тоже пришлось повозиться, в поисках ее прошерстили обе столицы. И когда, наконец, нашли подходящую, ее все равно пришлось тонировать под цвет куртки. Так что перед теми, кто мечтает о луке в стиле Майора Грома, стоит непростая задача, но зато как стильно и, главное, мужественно они будут выглядеть.
Кстати, сам Жизневский головные уборы не носит, даже зимой, так что к кепке ему пришлось привыкать не один день.
- Тайна Чумного Доктора
С костюмом Чумного доктора тоже пришлось изрядно повозиться. Авторам кинокомикса хотелось сделать что-то нереально крутое, получился микс старинного венецианского костюма и суперсовременной боевой брони с нарукавниками-огнеметами. Придумывали и делали костюм борца с «чумой беззакония» всем миром — 7 студий в 5 российских городах, начиная с художников издательства Bubble. Они нарисовали множество вариантов, включая совсем фэнтезийные, но в итоге злодею достался костюм, придуманный Натальей Галидовой. Как все это происходило, смотрите на ютуб-канале питерской мастерской Tornhem Studio, где происходила сборка брони.
И хотя все участники процесса старались создать костюм максимально функциональным и удобным в надевании, у актера на облачение уходило до 40 минут, да еще к тому же требовалась помощь двух ассистентов.
В целях конспирации было изготовлено пять полноценных костюмов Чумного Доктора на пять разных человек. Более того, в ключевых сценах снималось несколько разных вариантов с разными актёрами, чтобы сохранить личность Чумного Доктора в тайне даже от съёмочной группы.
- И без «Зенита» не обошлось
Никогда прежде – ни на сцене, ни на съемочной площадке, — Тихон Жизневский не испытывал себя на прочность. Так что «Майор Гром» дал Тихону (и не только ему) прикурить: спортивные врачи из клуба «Зенит» уже знали создателей первого отечественного кинокомикса в лицо, – после одного из трюков у Тихона порвалась мышца на ноге, и «зенитовские» айболиты каждый вечер после съемок поднимали Жизневского в буквальном смысле слова с помощью различных процедур, лимфодренажа и магнитотерапии. «На обезболивающих препаратах я смог выполнять какие-то трюки сам: драки, погони с заскакиванием в машину. Но часть за меня делали дублёры, порой даже какие-то элементарные вещи, потому что я просто не мог физически, к сожалению, их сделать», – вспоминает актер, которого продюсеры после травмы берегли как зеницу ока.
Александру Сетейкину, сыгравшему юного напарника Майора Грома, пришлось чуть полегче, но не менее жарко, даже несмотря на то, что в сценах с огнем актеров обмазывали желе и использовали специальный «безопасный» огонь. У Сетейкина были свои проблемы. К личным трудностям — на холоде у актера иногда заклинивает челюсть, — добавилась стрельба из брандспойта с сильной отдачей. А когда тебе надо стрелять в сторону камеры стоимостью с новый внедорожник, взволнуешься, как на первом свидании…
- Улыбка Джо…
Если питерский суперполицейский отличается питерской же мрачностью и кожаной курткой, то персонаж Михаила Евланова, сотрудник специальной секретной службы Евгений Стрелков, прибывший из столицы – дорогим костюмом и хищной улыбкой. Помнится, на съемках экшн-сцены в казино, сидящие на плейбэке продюсеры были довольны: «Вот это улыбка! Не хуже Джокера!». Кстати, о Джокере и др. Отдельное развлечение для поклонников кинокомиксов, – собирать «пасхалки», которыми «Майор Гром» просто нашпигован, что твой рождественский гусь.
Ну а зубы Евгения Стрелкова изначально были еще больше, по словам Михаила Евланова: «Уже какие-то совсем мультяшные, поэтому мы их чуть-чуть укоротили. Но, в принципе, зубы и ввели меня в этот образ. Я просто отдался этим зубам и шёл по роли через зубы. И не снимал их целый день».
- Питерский трип
Особый герой фильма — Петербург. Вернее, альтернативный Петербург. Но от этого не легче, когда видишь развороченную Дворцовую площадь и разгромленную бунтовщиками улицу Зодчего Росси. «Мы сконцентрировались на исторической части города, той, что находится вне времени, той, что создает образ Петербурга, как величественного дворцового города, — рассказывает режиссер Олег Трофим. — В то же время в фильме поднимаются актуальные вопросы и разыгрываются события сегодняшнего дня. И под пристальным взглядом этих каменных питерских атлантов наша современная история, как мне кажется, разворачивается особенным образом».
Художник-постановщик Дмитрий Онищенко со своей командой «дорабатывал» до стимпанковской фактурности улицы имперского Петербурга. «Особенную гордость мы испытываем за бедные районы, куда Гром наведывается в поисках информации о Чумном Докторе, — заметил основатель издательства Bubble Comics и продюсер фильма Артем Габрелянов. — Всё, что зритель увидит в фильме, было создано с нуля: в распоряжении Димы и его команды оказались лишь голые стены соседних зданий да земля под ногами».
Если кинокомикс о Майоре Громе перерастет в франшизу, и возникнет новый туристический маршрут по местам съемок, то за точку отчета можно взять здание бывшего Русско-Азиатского банка на Невском, 62. Именно там с нуля был построен полицейский участок. Участок под стать киношному городу – абсолютно альтернативный. «Мы решили, что это будет опен-спейс, чтобы полиция была открыта для всех, — рассказывает Дмитрий Онищенко. – И сделали такой участок, которого в России нет и, наверное, никогда не будет, к сожалению».
Другая «экскурсионная» локация «по следам Майора Грома» — кампус Высшей школы менеджмента Петербургского государственного университета, который сыграл роль интерната, в котором вырос один из персонажей фильма.
- Кто в домике живет?
Еще одно здание на Невском, Дом Зингера, мог стать офисом гения-миллиардера и создателя соцсети «Вместе» Сергея Разумовского. Но в итоге персонажа Сергея Горошко «переселили» в выдуманную высотную башню, референсом которой стала башня «Матрёшка» в Сколково.
Но если кабинет Разумовского эффектен за счет масштаба, интернационального стерильного минимализма, статуй и «Рождения Венеры» Боттичелли, то убежище Майора Грома впечатляет питерским духом – за чердаком с огромным окном ощущается большая и, возможно, трагическая история. Но не ищите квартиру в Питере, – она целиком построена в московских павильонах.
- Ликбез по комиксу
Любопытно, что из исполнителей главных ролей никто не был фанатом комиксов. Только Любовь Аксенова, сыгравшая блогершу и потенциальную возлюбленную Игоря Грома, в свое время подсела на графический роман про Скотта Пилигрима, 23-летнем канадце-бездельнике, играющем в группе «Sex Bob-omb» со своими друзьями. Тихон Жизневский лишь в детстве читал комикс про медвежонка Бамси, Сергей Горошко про черепашек-ниндзя. 45-летний Михаил Евланов вспоминает советские «комиксы» «Мурзилку» и «Веселые картинки». И если Евланов так и остался в стороне от этого движения, то Жизневский увлекся и прочел все выпуски о Майоре Громе, а также несколько выпусков «Бесобоя» и «Красной Фурии», а Горошко и вовсе признается, что «всё изменилось с момента моего вступления в эту секту. Это очень крутая история. Это другой жанр. Его приписывают молодёжи, подросткам, но я не согласен. Например, комиксы «Маус» или «Дневник Анны Франк» – очень серьёзные вещи, которые читаешь и плачешь. И, конечно, я стал относиться к комиксам как к действительно серьёзной литературе».
- Цой, БГ и space cello
Фильм начинается с кавера «Перемен» Цоя, спетого нежным женским голосом. До огненных погромов на экране еще далеко, но настрой предстоящей жути уже задан.
В саундтрек блокбастера вошел и трек Левана Горозия «Поезд в огне», написанный по мотивам одноименной песни Бориса Гребенщикова. Горозия фанат комиксов, так что над предложением Артема Габрелянова долго не раздумывал. «Считаю большой удачей, что БГ разрешил переработать его «Поезд в огне», — признается Леван. — Песня огонь. И фильм тоже. Я его уже посмотрел».
В целом же музыку для фильма написал Роман Селиверстов, для которого «Майор Гром» стал дебютом в полном метре. Вся оркестровая часть была записана с лондонским симфоническим оркестром на легендарной Abbey Road Studios.
И, наконец, для записи музыкальной темы Чумного Доктора был создан специальный музыкальный инструмент space cello. Отчасти он похож на виолончель, но на грифе всего две струны, которые связаны с резонаторами длинными стальными пружинами. За счёт них звук у инструмента агрессивный, страшный, с металлическим окрасом, как раз под стать характеру Чумного Доктора.
- Подводим баланс
- Первая книга комиксов о Майоре Громе издательства Bubble вышла в 2012 году. За восемь лет существования серии было опубликовано более 100 выпусков и 25 книг суммарным тиражом более миллиона экземпляров.
- Специально для фильма сюжет комикса было решено существенно изменить. В течении нескольких месяцев было написано больше 13 вариантов сценария.
- Весь фильм был снят за 84 съёмочных дня. 50 из них – в Петербурге.
- За всё время съёмок было перекрыто 85 улиц.
- Сцена погони снималась на 5 разных улицах Петербурга, включая Дворцовую площадь, а общее количество съёмочных дней растянулось на десять.
- За всё время съёмок было уничтожено 30 машин, сожжено 873 литра горючей жидкости, рассыпано 10 тысяч блесток, разбросано 900 000 рублей.
- Для сцены с поиском улик было построено (и разрушено) 15 разных дверей.
- Для съёмок было сшито 40 комплектов уличной формы и около 50 комплектов офисной формы полицейских.
- В общей сложности был разработано более 500 разных дизайнов: начиная с маленькой банки газировки и упаковки снэков и заканчивая огромным полицейским участком со своей формой, документами, кружками и гербом.
- Съёмочная группа фильма побывала на 30 питерских крышах.
- За время съёмок в кадре было съедено 55 шаверм, а за кадром всей съёмочной группой — около тысячи.
Антон Савельев
Фото: Bubble Studios