Сегодня в прокат вышли «Петровы в гриппе», экранизация романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова от Кирилла Серебренникова. Мировая премьера фильма прошла в Каннах – круче быть не может. Особенно если учитывать, что создателям картины аплодировали 10 минут, а искушенную публику каннского фестиваля вдохновить на это не так-то легко. Что еще мы знаем о киноверсии «Петровых в гриппе»?
Роман екатеринбуржца Алексея Сальникова в 2018 году стал лауреатом петербургской книжной премии «Нацбест». И это был редкий случай, когда книга действительно стала национальным бестселлером. Правда, постоянный ведущий церемонии доковидных времен ироничный до язвительности Артемий Троицкий гриппующими Петровыми не вдохновился, цитируем: «Это такой психоделически-сюрреалистически-гриппозно-алкогольный бред по поводу патологичной современной российской жизни. Читать это нелегко, но можно. Очень много черного юмора и мельчайших описаний. Например, описывается, как герой приходит к себе домой. Я не поленился, посчитал – на поиски пачки аспирина у Сальникова уходит 7 страниц. Это круто. Но зачем нужен этот роман, я так и не понял…». Несмотря на аттестацию Троицкого Сальников премию получил и признался, что с ее помощью смог закрыть ипотеку (то ли долг оставался маленьким, то премия так велика).
Калейдоскоп русской жизни со всем его ужасом и абсурдом, описанный Сальниковым, не мог не оценить Кирилл Серебренников. По его мнению, сюрреализм и абсурд – родовые свойства русской культуры и русской жизни, мы в этом бредовом «супе» чувствуем себя если не вполне комфортно, то уж точно привычно. Но пока шла работа над фильмом, патологичность распространилась за пределы 1/6 суши, конечно же, из-за пандемии. Журналисты в Каннах горько отметили, что история русской семьи, которую лихорадит в гриппе — это гигантская метафора ситуации не только в постсоветской России, но и во всем мире. Отсюда и 10-минутная овация на международном кинофестивале по поводу очень русского фильма.
Самому Серебренникову восторг каннской публики довелось увидеть лишь на экране айфона. И по красной дорожке не смог пройти. Но не ищите никаких подвохов, — просто даже ради Канн режиссер не стал прерывать съемки нового фильма. А чтобы хоть немножко уловить ощущение праздника, постелил красную дорожку в павильоне и между дублями прошагал по ней, вместе со командой, которая работала над «Петровыми в гриппе».
На роль внешне неприметного и молчаливого 27-летнего автослесаря Петрова Серебренников пригласил актера и театрального режиссера Семена Серзина. Неспроста, разумеется — Серзин и сам тяготеет к русскому абсурду, в ноябре вышел его дебютный фильм «Человек из Подольска», поставленный по фантасмагорической пьесе Дмитрия Данилова об одном отделении полиции, где арестованного заставляют полюбить родной край. На съемки «Петровых в гриппе» Серзин привез старую водолазку своего отца-моряка, в которой тот ходил в море. А еще Семену достались ботинки самого Кирилла Серебренникова. Самым сложным для Серзина оказалось кашлять. «Я кашлял больше, чем говорил, — вспоминает актер, — И уже сам начинал верить в то, что я реально болею».
Костюм помог настроиться на нужную волну и Чулпан Хаматовой, которая сыграла очень колоритную супругу главного героя — библиотекаря и маньячку. «Цветовая гамма, казалось бы, какие-то совершенно неуместные, нелепые детали, которые я не буду раскрывать, сразу все определили для меня – и походку, и взгляд. И еще комиксы, которые по сюжету рисует Петров, а для фильма нарисованные Андреем Фальком, тоже помогли увидеть героиню со стороны. Все это было очень интересно, я ничего подобного никогда в кино не играла» — рассказывает Чулпан Хаматова.
Серзин, кстати, снимался у Серебренникова в фильме «Лето». Как и Александр Горчилин, который был уверен, что ему уготована роль Саши/Деда Мороза, о чем радостно рассказал Юре Борисову. И сглазил — роль досталась именно Борисову. «Такая ирония судьбы, но на наши отношения с Саньком это не повлияло, — убежден актер. — Более того, в одной из сцен фильма Саша Горчилин появляется, и, когда героиня Юлии Пересильд спрашивает, «Как тебя зовут?», то он отвечает – Юра».
Из неожиданностей — музыкант и певец Иван Дорн в роли Сергея, суицидального школьного друга автослесаря Петрова. До этого у Дорна был неудачный опыт в кино — после провальных «Двенадцати месяцев», «Веселых ребят» и «Киев, я люблю тебя» поклонники просили музыканта: «Ваня, не снимайся в кино, ты хорошо поешь, так вот и пой». Но Серебренников видел только Дорна и даже обошелся без кастинга. В самый первый съемочный день снимали самую сложную для Ивана сцену — длинный кадр на 18 минут, который заканчивается огромным монологом, убийством и взрывом. Дорн находился в таком стрессовом состоянии, что забыл выйти из кадра в нужный момент и едва не взлетел на воздух вместе с декорациями. К счастью все обошлось лишь испугом и для музыканта «Петровы в гриппе» стали вызовом, личной победой над собой и бациллой — теперь Дорн не может не сниматься и даже планирует снимать сам.
Парадокс — музыкант Иван Дорн не имеет никакого отношения к музыке в фильме Серебренникова. Песни (одна из них на стихи Алексея Сальникова) спеты музыкантами из «Гоголь-центра» и Байроном Одиным, которого все знают в первую очередь как американца-интерна из ТНТ-шной комедии.
Ботинки Серебренникова на Петрове не случайны, — в этой гриппующей истории Сальникова оказалось немало автобиографичного для режиссера. Одной из сцен, отражающей детскую травму Серебренникова, была реконструкция новогодней елки 1979 года. «У нас было огромное количество детей в костюмах из нашего детства: все эти зайчики, медвежата, космонавты, снежинки. Но иногда все это смахивало на фильм ужасов», — замечает Серебренников. «Почти у каждого, я уверена, есть своя драматическая история про эти костюмированные утренники, — подхватывает художник по костюмам Татьяна Долматовская. — Я делала оммажи коллегам, рассказывавшим про уши Чебурашки или костюм петушка, которые им пришлось надевать на елку, закрывая их детские гештальты».
Кстати, новогодний утренник снимали накануне реального Нового года в холле одного из подмосковных Домов культуры, где местные жители занимаются йогой. Так что любителям асан пришлось мириться с соседством пушистой и осыпающейся елки. Зато местная детвора обрадовалась, когда после съемок ель осталась в ДК.
Хотя сюжет книги разворачивается в Екатеринбурге, съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье. Но столица Урала все же «засветилась» в киноверсии, — машина Петрова мчит по ночному Екатеринбургу и то, что видит маленький Петров из трамвая, – знаменитый район Уралмаш.