Хотя День галстука в основном отмечают в Хорватии, а еще в Ирландии, Японии и Австралии, британский писатель и актёр Стивен Фрай сегодня, 18 октября, наверняка поднял бокал в честь своей коллекции.
Если вы имеете что-то против галстуков, почитайте Стивена Фрая. Этот невероятно обаятельный человек способен по-настоящему влюбить в себя и в свою сумасшедшую галстучную коллекцию. Зайдите в его инстаграм и вам откроется целая вселенная галстуков. Кажется, Фрай знает все о дизайнерах, приложивших руку к этому аксессуару.
Вот несколько историй из галстучной жизни мистера Фрая, актера, писателя, человека с морем комплексов и чисто английского юмора.
История 1: «Королеве здесь не место».
В отношении галстуков Фрай ничуть не сноб. Но когда черт знает сколько лет находишься в списке ожидания членства в Мэрилебонском крикетном клубе, а потом наконец получаешь его, клубный галстук – почище личного золотого запаса. Как рассказывает Стивен, некий ветеран крикетного клуба однажды вышел из комнаты, где традиционно заседает Комитет клуба, с потрясенным видом: «Там женщина!». «Да, – ответили ему. – Это королева, она в гостях». После долгой паузы ветеран произнес: «И тем не менее…».
История 2: «Винни-Пух».
Причем тут герой Милна и очередной клубный галстук? Об этом позже. Главное, что Стивен Фрай – член по меньшей мере 9 клубов, кроме Мэрилебонского крикетного. Один из самых знаменитых – лондонский Garrick Club, названный в честь Дэвида Гаррика, актера 18 века, который, по выражению Фрая, «стряхнул с себя низменный статус профессии “жуликов и бродяг»». Клуб на Гаррик-стрит в Ковент-Гардене процветает. Во многом благодаря Милну, который завещал клубу долю прав на «Винни-Пуха». А «лосось и огурец» — едва ли не самый известный из всех клубных галстуков. Его носили в том числе Диккенс, Герберт Уэллс, Т.С.Элиот, Ричард Бертон (если кто подзабыл, великий актер и дважды муж Элизабет Тейлор), и – что особенно важно для Фрая – Пелам Гренвилл Вудхауз, придумавший Дживса и Вустера, которых сыграли Фрай и Хью Лори.
История 3: Christian Lacroix.
Кстати, о Фрае и Лори – для третьей серии телешоу, которое называлось «Немного Фрая и Лори», BBC одарило каждого из них тремя галстуками. Два из тех, что достались Стивену, были творением Кристиана Лакруа. По-французски Лакруа означает «крест», в общем «имя Кристиан Лакруа удивительно подходит для того, чтобы болтаться в его галстуке в Страстную пятницу», убеждает Фрай… Хм… Примем к сведению?
История 4: «Вязаные галстуки для агента 007».
Если вы и читали Яна Флеминга, то вряд ли обратили внимание на его описание прикида Джеймса Бонда, который предпочитал темно-синие хлопчатобумажные рубашки-поло с вязаным черным галстуком. Так вот, Фрай прочел настолько внимательно и так хотел походить на агента 007 (ну, да, он и сам смеется над собой), что, конечно же, купил себе вязаный галстук. А потом еще и еще… «Вязаные галстуки имеют мягкость и отсутствие строгой формальности, что мне нравится… Они хорошо завязываются. Но что касается моего сближения с Бондом… Что ж, мне не потребовалось много времени, чтобы со вздохом смирения осознать, что я по природе своей подхожу на роль Блофелда, или Голдфингера, или Дракса – даже мисс Манипенни или Кью, но никак не Бонда. Хей-Хоу…».
История 5: Armani.
У Фрая и Джорджио Армани нет ничего общего, кроме зигзагообразного галстука. «Армани прекрасно смотрится на других людях», – признается Стивен и добавляет с печалью: «На тех, у кого осиные талии». Зато единственная вещь от Джорджио Армани у Фрая — «милый старый галстук» — используется не только как стильный аксессуар, но и для полировки очков и сбора упавшей пищи.
История 6: Gianni Versace.
Галстук от Версаче – не во вкусе британского писателя. Но зато в нем, в галстуке, есть отблеск славы Энди Уорхола. В середине 80-х годов он много времени проводил в Нью-Йорке, работая над мюзиклом «Я и моя девочка». Фрай: «Я так любил гулять по Верхнему Ист-Сайду, что в конце концов купил квартиру в этом районе. Там часто можно было увидеть Энди Уорхола и его небольшую свиту, входящую и выходящую из магазинов. Однажды утром я решил последовать за ними. Так я вошел вместе с ними в Дом Джанни Версаче. Энди вступил в разговор с управляющим. А может быть, это был кто-то из семьи Версаче. Ко мне тут же подошел довольно неприветливый продавец, поэтому я запаниковал и купил этот галстук».
История 7: «Немного об инфантильном».
Сегодня никого не напрягает морда Гуфи на футболке лысого дядьки под 50 и Микки-Маусы на лосинах дамочки бальзаковского возраста. Стивен Фрай пишет и об этом. Когда-то, не так давно, кстати, любого взрослого мужчину, который смотрит кино про суперпауков, носит бейсболку с кем-то из диснеевской команды и вечерами играет в гаджеты, сочли бы нездоровым. «Наручные часы с Микки-Маусом, возможно, имели ироничный оттенок, — замечает Фрай, — но не более того». Все изменилось в 80-е годы. Даже у Фрая есть галстук с «безумным мультяшкой из Warner Bros». «Иногда ребячество и легкомыслие – это отличный способ показать, что вы не воспринимаете себя слишком серьезно».
А Фрай так помешан на этом аксессуаре, что прощает себе «дурацкий галстук» с леопардом. «Немного дрянной? Полиэстер? Зато дешево и весело»…
История 8: MOSCHINO.
Стивен Фрай не смог остаться в стороне от постмодернизма, тем более, что галстук от одного из самых эксцентричных дизайнеров современности Франко Москино – сплошная интрига. Фрай: «Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что точка вопросительного знака на самом деле является сердечком, а кончик его указывает на имя создателя, написанное очень мелким шрифтом: Moschino. Франко Москино был очень игривым дизайнером. Он начинал как художник, рисуя для Джанни Версаче, а закончил тем, что основал свой собственный лейбл, быстро создав себе репутацию новатора: серьги-розетки, стеганые куртки, сплошь украшенные гирляндами бутылочных крышек, кашемировый жакет с вышитой золотом надписью “Дорогой жакет” на спине и тому подобное. «Итальянский Жан-Поль Готье», – называли его некоторые, но он был более азартным и хитрым, я думаю. Еще одна жизнь, печально оборванная СПИДом, он умер в 1994 году, когда ему было всего 44 года»…
История 9: Tommy Nutter.
Фрай жутко гордится, что у него есть галстук от легендарного Томми Наттера, неотделимого в 60-е годы от Твигги и мини. Присмотритесь к Beatles на обложке Abbey Road. Трое из них в Nutter The Cutter. Он же создал костюм для Джокера Джека Николсона в фильме Тима Бёртона «Бэтмен». Так что сами понимаете: быть клиентом Томми Наттера — это честь. Тем более, что среди них были Мик Джаггер и Элтон Джон. И сам Стивен Фрай, «хотя понятно, что Наттер пытался замять это: одежда висит на Фрае, как мешок на живой изгороди», – издевается Стивен над самим собой.
История 10: Turnbull & Asser.
Быть в числе их клиентуры тоже весьма недурно. Ну, знаете, все-таки Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль, Рональд Рейган. Даже Джеймс Бонд и агенты Кингсмен. Вся их одежда и, само собой, галстуки патриотично помечены «made in England». Когда появится возможность побывать в Лондоне, судя по рассказу Фрая, стоит заглянуть в магазин на Джермин-Стрит, которая «проходит, как нитка добротного твида, через историю английского производства рубашек и галстуков, продажи шляп, парикмахерских и табачных изделий». Так вот, в магазине Тернбулла и Ассера в стеклянной витрине красуется комбинезон «Сирена» из бутылочно-зеленого бархата, который изобрел сам Уинстон Черчилль и в военное время носил не только ночью во время воздушных налетов (отсюда и название), но и днем. Даже Сталина и Рузвельта встречал в таком одеянии.
История 11: Bernini.
«Было время, когда это имя было воплощением всего дорогого, эффектного и звездного. Бернини открыл магазин на Родео-драйв – это там, где в «Красотке» Джулия Роберт идет за покупками с Ричардом Гиром и возвращается в магазин, чтобы отомстить заносчивого продавцу». В общем, заглянул в этот магазин однажды и Фрай. Говорит, что галстук, который он там купил – «не такой уж плохой объект для украшения себя. Но чрезмерный и показной фальшивый гламур таких мест, как Бернини…». Видимо, со времен «Красотки» на Родео-драйв ничего не изменилось.
История 12: Pierre Cardin.
Великий дизайнер, икона своего времени, он обесценил бренд и стал притчей во языцех. Такова отповедь Стивена Фрая: «История Пьера Кардена служит предостережением всем компаниям, которые заходят слишком далеко в эксплуатации своего бренда. Будучи исключительно талантливым и оригинальным дизайнером, Карден позволил своему имени появиться на брелках, бумажниках, автомобилях – на всех мыслимых и немыслимых вещах». Но все же британец надеется, что великое имя (Кардену, между прочим, 98 лет) переживет катастрофу девальвации бренда. И бережно хранит в своей коллекции галстук, «возможно, нетипичный для лейбла Cardin. Вы не ассоциируете его с такой приглушенной, текучей пышностью. Но он был способен к потрясающе восхитительным текучим, цветочным и естественным формам, а также к чистым, геометрическим линиям».
История 13: Ozwald Boateng.
Стивену Фраю повезло быть знакомым с одним из самых топовых британских дизайнеров. «Мы с ним то, что мой венгерский еврейский дедушка назвал бы puszipajtás (произносится pussy-pie-tash), это великолепное слово означает “целующийся друг”. Венгры очень демонстративны в своих объятиях. Если вы puszipajtás с кем-то, это означает, что вы приветствовали бы друг друга объятием или поцелуем, если бы встретились на улице. Освальд (который, конечно, не венгр, он ганского происхождения) проделал ужасную работу, одев меня для первых 5 или 6 церемоний вручения кинопремии BAFTA. Я говорю «ужасная работа», потому что стиль Боатенга – это очень много элегантных линий, красивых, почти плюшевых костюмных пиджаков, часто пурпурных и бирюзовых. Как раз в то время, когда он шил мне костюмы для таких случаев, я набирал фунты со скоростью, казалось бы, стоун в год. Бедняга, должно быть, чувствовал себя так, словно кто-то пытается засунуть пляжный мяч в вазу с бутонами. По крайней мере, галстук не так сильно зависит от размера талии…».
История 14. «Реклама от Стивена Фрая».
«@foxandchave известны своим творческим использованием искусства и артефактов. Если вы хотите шелк в стиле Фриды Кало, Ван Гога, Уильяма Морриса или Джексона Поллока, эта компания для вас. Они делают галстуки а-ля Кандинский, которые так прекрасны, что вы упадете в обморок. Или, может быть, вы хотите галстук с изображением гобелена Байе или Великой хартии вольностей. Их специализацией является предоставление заказных галстуков для ведущих музеев и художественных галерей, а также для индивидуальных клиентов».
Больше «галстучных историй» читайте в инстаграме Стивена Фрая.