Эротическая фотография – едва ли ни самый сложный фотожанр, развивающийся на стыке высокого искусства и тонкого эпатажа. Где проходит грань между художественным видением и хайпом и чем отличается эротика от фетиша, мы выяснили у мастера эротической, чувственной и ню фотографии Марии Круговой.
– Мария, что делает фотографию эротической?
– Лично я условно выделяю три эротических «лагеря»: фотография ню (собственно съемка обнаженного тела), эротическая фотография и фетишное фото. И если с ню все понятно, то эротическая фотография не всегда предполагает обнаженную натуру. Это в большей степени фотография с чувственным контекстом. А фетишная фотография – это еще и сюжет. Чтобы было понятнее, приведу пример: красивая девушка лежит на столе в белье – эротика. Подставьте пустой стул к этому столу – и перед вами фетишное фото. Сразу происходит полная объективация тела, героиня превращается в вещь, которая ждет Хозяина. Она становится едой, объектом, чем угодно, но не живым человеком. Ее изгибы и то, какая она, – уже не так нас интересует, на первый план выходит история.
С другой стороны, обнаженная модель – не всегда равно эротика. Мне это не близко, но я знаю фотографов, которые работают в таком жанре. На них фотомодель становится частью природы, обстановки, интерьера. И хотя она раздета, это академическая обнаженная натура, и к эротике она не имеет никакого отношения.
Резюмируя: эротическая фотография – фотография, прежде всего, чувственная.
– Как вы пришли именно к эротическому жанру?
– Со временем любому фотографу приходится сужать поле деятельности. Если ты работаешь 6 лет и до сих пор снимаешь и свадьбы, и еду, и художественный портрет, скорее всего, ты не состоялся как специалист. Бытует распространенное мнение, что прокачивать стоит то, что хуже всего дается, но я не согласна. Я считаю, лучше развиваться в том, в чем ты сильнее. Тогда ты станешь мастером в узкой сфере, и все потянутся к тебе за конкретным продуктом, потому что лучше тебя этого не делает никто. Так получилось с чувственной фотографией. И я продолжаю гнуть свою линию.
– И это никак не связано с возможностью хайпа?
– О, мой любимый вопрос! Я вас сейчас удивлю, наверное, но эротическая фотография – один из сложнейших в точки зрения хайпа жанров. Дело в том, что основные соцсети, в которых ты можешь репрезентоваться как фотограф, очень консервативны. Все мы (я имею виду всех, кто снимает эротику) бывали в блоке и бане по поводу контента. И все мы знаем, каково это – не иметь возможности полностью презентовать работу, которой очень гордишься. Тут сложно говорить о хайпе, тут бы выжить вообще.
– Эротическая фотография – это искусство?
– Наверное, было бы очень громко говорить о себе, что я занимаюсь искусством. Но относиться к этому мне бы хотелось именно так.
Вообще, эротическая фотография – это еще и искусство взаимодействия с заказчиком. Недавно в процессе съемки мне пришлось поменять камеру и взять ту, которую знала. И я поняла, как чувствуют себя новички, когда пытаются снимать эротику. Это ад! В таком жанре ты должен снимать, как дышишь. Я ведь не имею дела с профессиональными моделями, а работаю с людьми, которые могут очень смущаться, зажиматься, которые ждут твоего одобрения. Поэтому одной рукой я снимаю, а другой веселю, отвлекаю внимание и так далее. Фотографу необходимо быть «вне камеры». Ты не можешь попутно проверять настройки, сомневаться в экспозиции и т.д. И это по-настоящему сложно.
– Есть у вас какие-то секреты или методики, помогающие работе с моделью на площадке?
– Нюансов много. Основное: я никогда не буду снимать в жанре эротики человека, с которым вижусь первый раз.
Если речь о коммерческой съемке, обязательно устроим предсъемочный скайп или очную встречу. Пока мы общаемся, я смотрю, что можно предложить, какие идеи воплотить именно с ним. И еще отмечаю, смущен ли он, и как. Если заказчик в разговоре цепенеет, понятно, что намного проще его снимать, оставив в покое. К примеру, я могу предложить модели свернуться калачиком и просто смотреть Инстаграм или отвечать на почту. А я найду, как поснимать фрагменты, которые отразят характер. И при этом не побеспокою человека. Если же он в нервном возбуждении, попрошу что-то помочь подвигать на площадке, походить, лишь бы не сидел на месте.
– Часто сталкиваетесь с ханжествои и хейтом?
– Раньше этого было больше, сейчас, видимо, у меня выстроилась «своя» аудитория с особым микроклиматом. Хотя недавно привалило много новых подписчиков, и опять началось: «боже, как отвратительно, как можно такое снимать??». Если мне не лень, я объясняю про «все священно, что между двумя взрослыми людьми», могу даже вступить в дискуссию, но, как правило, на это нет сил. Может, такая реакция и хороша. Раз есть бурные эмоции, значит, точно внутри что-то зашевелилось.
Но надо понимать: как только начинаешь снимать в жанре эротики, резко становишься ответственным за всех детей Инстаграма. Тебе тут же объясняют, как нужно выглядеть, снимать и разговаривать. Ты вообще сразу оказываешься сильно должен.
– Кто чаще становится вашим клиентом? И зачем им эротическое портфолио?
– Если говорить о профессии, статусе и возрасте – это очень разные женщины. Причем, чаще всего, далекие от исполнительского искусства и позирования в кадре. Я долго думала, что же их к этому побуждает. Конечно, любая история – индивидуальна. Но есть один момент, который я заметила везде: эротическая съемка всегда является маркером каких-то бурных событий в жизни. Не помню, чтобы хоть раз портфолио снимали «на ровном месте».
Еще довольно часто мужчины дарят съемку женщинам. Особенно радует, кода молодые люди или мужья говорят: «мне хочется, чтобы она увидела себя моими глазами и поняла, как она красива. Мне не верит, но, может быть, поверит тебе». От таких штук у меня слезы на глазах наворачиваются.
– А мужчины бывают в объективе?
– Обычно к тебе приходят за тем, что ты выкладываешь, а я в какой-то момент строго сузила жанр до женского эротического портрета. Какое-то время еще пыталась снимать мужчин без токсичной маскулинности, в более нежном, феминном ключе, но то ли они были не готовы, то ли время было не то… Сейчас же ветер переменился. Я уже сделала две подобные съёмки с молодыми людьми и очень этим горда, потому что меня в фотографии, как и прежде, интересуют уязвимость и нежность. Не важно, кто их дает.
– Есть ли у вас морально-эстетические табу?
– Есть табу на людей. Если наши ценности идут вразрез, не буду снимать. Еще до того, как стала проводить сверку координат на предсъемочной встрече, был случай, когда я закруглила работу и ушла с площадки, потому что девушка всерьез говорила: бить детей – нормально. А я должна хоть немного любить человека, которого снимаю.
Что касается табу на саму работу… Эротического фотографа трудно шокировать. Но заказчики очень разные. Нужно четко понимать, за что тебе сейчас платят: за фотографии и твой талант или за то, чтобы ты просто посмотрел на происходящее. Когда тебя пытаются, грубо говоря, сделать третьим, и очевидно, что можно в общем-то снимать без флешки – это неприятно и неприемлемо.
– На ваш взгляд, «чувственное видение» для фотографа – врожденное качество?
– Я считаю, всему можно научиться, просто у кого-то получается проще. Так, чтобы было дано – это очень редко, Моцартов в любой сфере – единицы. И всякий раз, когда я сталкиваюсь с тем, кто мне кажется гением, выясняется, что человек просто посвятил этому намного больше времени, чем я!
– Есть ли модели или сюжеты, с которыми хотелось бы поработать?
– Сюжетов как таковых нет, но я очень люблю снимать известных людей. Возможность соприкоснуться с эротизмом человека, которого любят миллионы, вызывает во мне неподдельный трепет..
Это удивительно – понимать, что сейчас вы вместе приоткроете завесу и сделаете это деликатно, что зрители увидят, какая моя героиня, когда спит или когда совсем близко, лицом к лицу… Я бы с радостью сняла так всех, кого мы знаем, от Земфиры до Тильды Суинтон!
Наталья Белая
Фото из инстаграма Марии Круговой https://www.instagram.com/maria.krugovaya/