Странное совпадение, но 15 апреля на экраны вышли сразу две картины российских актеров, занявших режиссерское кресло. Для Данилы Козловского «Чернобыль» — уже второй подобный опыт, для Григория Добрыгина «Sheena667» – дебют. И если первый играет на поле голливудского кино, то второй – европейского «инди». Есть и другие различия.
«Чернобыль»: «я есть всё»
Данила Козловский – практикующий тренер. Он легко совмещает в себе актера, режиссера и продюсера. Причем, как актер Данила не довольствуется ролью второго плана. Нет, если уж снимать кино, то с собой в главной роли. Даже если, по его собственному признанию, сложно одновременно режиссировать сцены под водой и играть без возможности подсказывать коллегам и рулить съемочной группой. В «Чернобыле» Козловский играет простого пожарного на ЧАЭС, далекого от коммунистических идеалов – красавчик, трепач, донжуан, фарцовщик.
«Sheena667»: режиссерский адреналин
Григорий Добрыгин, став режиссером, соавтором сценария и продюсером своего проекта, от актерства, напротив, отстранился. Заявив о себе в блокбастере «Черная молния» и драме «Как я провел этим летом», за которую в 24 года Григорий получил «Серебряного медведя», актер мог рассчитывать на головокружительный взлет: впереди у него были нидерландский триллер «Самый опасный человек» и «Черное море» в паре с Джудом Лоу. Однако, как актер в последний раз на съемочную площадку Добрыгин вышел году в 2014 – у Алексея Учителя в «Матильде». Актер, которого газета The Guardian назвала «главным экспортным товаром русского кино», признается, что «подсел» на режиссерский адреналин. Да и «своим интереснее заниматься», — говорит Добрыгин. Сейчас, кстати, он уже работает над следующим своим кинопроектом.
«Чернобыль»: история любви на фоне конца света
Данила Козловский снял масштабное кино про маленьких людей, которые становятся большими героями, просто потому что: «а как иначе?».
Пожарный Алексей, встретив парикмахершу Олю, свою давнюю любовь, выясняет, что она воспитывает сына, которому те самые 10 лет, и решает все исправить – вместе отправиться в Киев и зажить по новой. Но взрыв на ЧАЭС рушит планы героев. Пока Оля стрижет уже налысо ликвидаторов аварии, Алексей вызывается опуститься под ядерный реактор, чтобы выпустить воду и «тем самым предотвратить второго и вполне возможно более мощного взрыва, после которого большая часть Европы могла бы стать необитаемой землей. Мы знали об этом реальном эпизоде, вокруг него строили сценарий», – рассказал Данила Козловский на премьере фильма в Петербурге.
Документальная основа для авторов «Чернобыля» не стала поводом для документального воссоздания хроники трагедии и выяснения, кто прав, кто виноват в случившемся. Кто виноват? Да какая разница, отвечает один из героев.
«У нас не историческая реконструкция, а история про конкретные судьбы. Это было важнее, чем документальное воссоздание трагедии, – заметил Данила Козловский на премьере. – У этой трагедии человеческое лицо. Казалось бы, катастрофа, которая произошла в 1986 году – уже часть мифологии. Но на самом деле за всем этим стоит человек. Больше всего меня поразила история невероятного, героического самопожертвования ликвидаторов. Такое количество пронзительных судеб и драм я встречал только когда читал и смотрел о Великой Отечественной войне».
«Люди не собирались быть героями, они не были рождены для этого, – добавляет продюсер картины Александр Роднянский. – Но вдруг оказались в ситуации, когда должны пожертвовать собой просто в силу сложившихся обстоятельств. В этом смысле фильм вне времени. Какая разница, что Чернобыльская авария случилась в 1986 году? Это может случиться, к сожалению, и завтра, и послезавтра. И когда кино получается по-настоящему человечным, оно укрепляет волю огромного количества зрителей и готовит их подчас к испытаниям».
«Sheena667»: ирония виртуальной любви
Инди-дебют Григория Добрыгина, слава богу, не готовит зрителей к испытаниям. А если и готовит, то скорее предупреждает о скрытой и оттого еще более коварной опасности виртуального пространства, которое может засосать как в черную дыру всякого неосторожного сетевого сёрфера.
По сюжету фильма «Sheena667» на окраине Вышнего Волочка супружеская пара 30-летних – он автомеханик, она работает на почте, – живет себе в относительном счастье, мечтает купить бэушный немецкий эвакуатор, чтобы вытаскивать из кювета иномарки и двигаться дальше по пути реализации своих скромных мечтаний тихих провинциалов. «Журавля» схлопотал Вадим – бородатый механик, который однажды попал на порночат и безнадежно влюбился в незнакомку из Америки, которую зовут Sheena667. В реальности – разбитые дороги и старенькие «лады», деловитая и такая земная жена Оля, там – загадочная и вся такая обворожительная сирена в бикини, фантастическая Америка, в общем: «гуд бай, Оля, гараж на окраине Вышнего Волочка и бэушный эвакуатор».
Шукшин этот анекдот превратил бы в очередные «сапожки» про чудиков, Звягинцев – в суицидальный чернушный мрак. Добрыгин снял легкий провинциальный и ироничный сюр про сказочного героя, бросившего свою лягушку ради жар-птицы. Никакой чернухи «из глубинки», никакого обличения. Вадим и Оля живут в редкой и для обеих столиц арт-обстановке, объясняются чуть ли не белым стихом, а действие разворачивается под барочную музыку Жозефа-Николя-Панкраса Руайе, учителя отпрысков Людовика XV.
Казалось бы «Sheena667» – рефлексия Добрыгина на тему цифровизации нашей жизни. А на деле – размышление об извечной нашей неудовлетворенности маленьким счастьем. Вольтеровское «возделывать свой сад» не по нам, «у нас в подсознании живет коммунизм… Нам ближе романтическое, героическое, и скучно там, где реальность, прагматизм», — заметила как-то Светлана Алексиевич.
«Чернобыль667»
Вот в этой точке и сошлись парадоксальным образом два абсолютно непохожих фильма. Герой Козловского бежит от счастья, возвращаясь в Припять, герой Добрыгина бежит от счастья в оптическую иллюзию.
Но обе картины схожи и в другом, став «заложниками» других проектов и времени. Авторы «Чернобыля» сплошь и рядом вынуждены отбиваться от тени американского предшественника, одноименного сериала телеканала НВО, собравшего изрядную премиальную жатву. «Первая серия зарубежного «Чернобыля» вышла 5 мая, 18 мая состоялся наш первый съемочный день. За 13 дней невозможно написать сценарий, невозможно найти такое количество денег, получить поддержку «Росатома»», – не устает повторять актер/режиссер/продюсер Козловский.
Добрыгин свой дебют снимал три года назад и, по сути, должен был стать трендсеттером, продвигая в кино тему вебкам-индустрии, а оказался в «догоняющих», уступив лидирующие позиции только что стартовавшему сериалу «Хеппи-энд» и «Китобою» про якутского парнишку, влюбившегося в вебкам-модель из Детройта, сюжет которого поневоле вызывает мысли о «промышленном шпионаже». Так что о славе пионера Григорию Добрыгину уже не мечтать. Сумеет ли он оттянуть хотя бы часть зрителей у русского «Чернобыля» – вот главная загадка грядущего уик-энда.
Что еще надо знать о «Чернобыле»?
· «Чернобыль» Данилы Козловского должен был выйти в прокат в октябре 2020 года, но из-за пандемии решено было перенести дату на полгода вперед. В итоге фильм выходит за 11 дней до печальной годовщины – 35-летия со дня чернобыльской трагедии.
· Снять кино про катастрофу на ЧАЭС было мечтой не Данилы Козловского, а продюсера Александра Роднянского, который был свидетелем ликвидации последствий взрыва, оказавшись на месте аварии уже на 5 день. Потом в течение следующих трех лет неоднократно возвращался в Припять как режиссер-документалист и сейчас хранит удостоверение ликвидатора.
· Козловскому пришлось провести не одну сессию встреч с ликвидаторами и погрузиться в документы, доклады МАГАТЭ, киношный и литературный нон-фикшн, в частности, в «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич.
· Над фильмом трудилось больше 300 человек съемочной группы, в некоторых эпизодах было задействовано до 500 актеров массовых сцен.
· Рабочие названия фильма были весьма поэтичны – «Когда падали аисты» и «Опасная вода».
· Сцену пожара и борьбы с ним снимали на территории действующей Курской АЭС, созданной по тому же проекту, по которому была построена Чернобыльская АЭС. Пожар имитировали при помощи около 400 огненных установок. Но для тушения огня использовали реальное пожарное оборудование.
· Около 15 минут хронометража занимают подводные эпизоды, снятые в павильонах венгерской студии Origo Studios. Актеры приняли решение выполнять все трюки сами, в том числе Филипп Авдеев, сыгравший одного из ликвидаторов. Страдая от двухстороннего отита, актер превозмогал боль и прыгал в воду.
· «Чернобыль» – это не только кино о катастрофе, но и ностальгическое возвращение в прошлое. Команда Данилы Козловского максимально подробна в деталях, воссоздающих атмосферу и быт советской империи накануне ее развала, от зажигательной композиции Boney M — Rivers of Babylon (кто тогда знал, что она на текст библейского псалма!) и агитационных плакатов и до вожделенных духов Opium от «самого Ив Сен-Лорана».
Что еще надо знать о «Sheena667»?
· Полнометражный дебют Григорий Добрыгин планировал снять шесть лет назад. Фильм должен был называться «Слава» про молодого провинциального актера, к которому приходит слава в человеческом облике. Но с этим проектом он так и не смог запуститься, два года безуспешно добиваясь в Минкульте финансирования.
· Юлия Пересильд на главную женскую роль в «Sheena667» была выбрана сразу. Добрыгин планировал с ней поработать еще на несостоявшемся фильме «Слава». Актриса давно знакома с Добрыгиным, заканчивая учебу в ГИТИСе, она присутствовала на вступительных экзаменах будущей звезды «Как я провел этим летом».
· На роль Вадима Добрыгин изначально планировал Александра Яценко. Но в этот момент вышла «Аритмия» Бориса Хлебникова и дебютант решил, что актер может повториться. Роль провинциального мечтателя досталась Владимиру Свирскому из мастерской Петра Фоменко, которого Добрыгин знал по учебе на режиссерском курсе и которого в свое время порекомендовал Сергею Лознице на главную роль в фильме «В тумане» по одноименной повести Василя Быкова.
· Благодаря американскому кастинг-директору нашли исполнительницу роли вебкам-модели. Любопытно, что актриса из Нью-Йорка Джордан Роуз Фрай училась в школе-студии МХТ, и она прекрасно знает русский язык, что тщательно скрывалось от Владимира Свирского, который, как и его герой, отнюдь не владеет в совершенстве английским.
· История, легшая в основу полнометражного дебюта, сама нашла Григория Добрыгина. Однажды сидя в скайпе, он долго отмахивался от назойливого спама, пока все же не сломался и не перешел по ссылке.
· Автор сценария – Александр Родионов, трудившийся над лучшими фильмами Хлебникова, Гай Германики и Николая Хомерики. За камерой стоял Михаил Кричман, снявший «Елену», «Левиафан», «Нелюбовь» Звягинцева. Еще один соратник Звягинцева в команде «Sheena667» — художник-постановщик Андрей Понкратов.
· Оля и Вадим живут в автосервисе, локацией для которого стали реальные бывшие автомастерские при заводе, которые команда под руководством художника Андрея Понкратова доработала, создавая пространство для уютной жизни героев. Кстати, по признанию Добрыгина, он и сам в таком лофте не отказался бы жить.
· Получив первый киноопыт на площадке у Алексея Попогребского, Добрыгин обращался к старшему коллеге за советами и на съемках своего полнометражного дебюта. Попогребский был одним из первых, кто увидел монтаж «Sheena667», близкий к финальному.
· Первый показ «Sheena667» состоялся в Роттердаме. Картину видели на «Кинотавре», в Америке, в Москве. Самыми серьезными зрителями оказались российские. В Роттердаме и Чикаго, по словам Юлии Перисильд и Григория Добрыгина «зрители в зале угорали», мол, «какие смешные эти русские».
Антон Савельев