Полвека назад 6 апреля из жизни ушел Игорь Стравинский. Валерий Гергиев решил не пропускать пусть скорбную, но памятную дату и провести Дни Стравинского.
Стартуют Дни в воскресенье 4 апреля мощно — оперой-ораторией «Царь Эдип» , подчеркнуто вневременным сочинением на «вечные» темы, и Каприччио для фортепиано, в котором, по определению исследователей творчества Стравинского, сочетаются «барочное музицирование и регтайм с его синкопированным ритмом». По признанию Дениса Мацуева, который исполнит на сцене Мариинского театра Каприччио, это сочинение Стравинского ему близко по духу.
Мариинский театр последователен в отношении Стравинского. В рамках Дней в Мариинском будут исполнять не только балетные хиты композитора дягилевского периода — «Свадебку» в хореографии Брониславы Нижинской, «Аполлона» Джорджа Баланчина, «Петрушку» и «Жар-птицу» в хореографии Михаила Фокина, и, наконец, «Весну священную» Вацлава Нижинского, премьера которой почти 110 лет назад довела зрителей едва ли не до рукопашной. Не забыл Валерий Гергиев включить в афишу Дней и одноактные балеты современных хореографов на музыку Стравинского, – на Новой сцене дадут «Симфонию в трех движениях» Раду Поклитару, «Пульчинеллу» и «Игру в карты» в хореографии Ильи Живого. Кстати, о картах – Стравинский всю жизнь был заядлым игроком, и идея последнего «европейского» произведения родилась у него во время игры в покер.
Тем временем в Концертном зале исполнят инсценировку одного из самых оригинальных, но наименее популярных в России сочинений Стравинского — «Историю солдата». Исторический нюанс: музыкально-сценическая вариация сказки Афанасьева на фаустовскую тему продажи души дьяволу появилась на свет аккурат накануне волны испанки, захлестнувшей вскоре всю Европу и на долгие годы «похоронившей» саму «Историю солдата».
Кульминацией Дней станет концерт 6 апреля на Новой сцене Мариинского театра, где прозвучит «Симфония псалмов», одно из самых глубоких произведений Стравинского.
В Фойе Стравинского в новом здании Мариинского театра развернется экспозиция, воссоздающая кабинет Федора Игнатьевича — отца композитора и солиста императорской оперы (окна фойе как раз выходят на дом, где жила семья Стравинских). Перед началом балетов и вечерних концертов там будет звучать фортепианная музыка композитора в исполнении молодых пианистов. Так что в течение всего нескольких дней можно будет убедиться, как правы были современники Стравинского, называвшие композитора «человеком тысячи одного стиля».