Кажется, именно столько актер выдает в роли легендарного римского вождя Гая Марция, в историю вошедшего, как Кориолан. Как у Хиддлстона это получилось, мы сможем увидеть в этот четверг и всю последующую неделю, зайдя на ютуб-канал NationalTheatre и посмотрев трагедию Шекспира «Кориолан» в вариации легендарного лондонского театра «Donmar».
«Кориолан» — не самая репертуарная пьеса Шекспира, и имя героя если и на слуху, то благодаря не Плутарху и Титу Ливию (кто ж их нынче читает), и даже не Великому барду, а Бетховену, написавшему мощную увертюру к трагедии «Кориолан» австрийского драматурга Генриха Коллина. Отчего ж так непопулярен римский вождь времен Республики?
Во-первых, слишком уж взрывоопасна пьеса о политических манипуляциях власти с народом и народе, который непостоянен, как флюгер. А во-вторых, Кориолан сам виноват. «Людям трудно отождествить себя с Кориоланом, — рассказал Хиддлстон в одном интервью перед премьерой спектакля 7 лет назад – Гамлету легко сопереживать, как и Отелло, ставшему жертвой своего доброты и легковерия. Невозможно не сочувствовать старику королю Лиру, глядя как он сходит с ума. А Кориолан считается человеком несимпатичным». «Милосердия в нем столько же, сколько молока у тигра», — этим Шекспир уже все сказал.
Но за Кориолана взялся харизматичный Том Хиддлстон, который и асгардского бога Локи, творящего невесть что во вселенной Марвел, играет так, что: «да-да, суперзлодей, но… он так прекрасен!». Удивительно ли, что и к его Кориолану хочешь не хочешь, а проникнешься симпатией: римского вождя достали. И лживые сенаторы, и вечно недовольный плебс. Сам актер признается, что он в своем герое «увидел столько уязвимости». Кориолан просто ждал одобрения своей чрезмерно амбициозной матери – кто ж такое не поймет?
Кориолан дался Хиддлстону не просто – долгие часы силовых тренировок (на английскую сцену, знаете ли, не принято выходить с пивным брюшком, изображая воина), приход в театр за три часа до спектакля, чтобы каждый вечер репетировать сложную, хореографически точную сцену боя, и еще час в кресле гримера, покрывающего тело актера искусственной кровью и шрамами, обезобразивших Кориолана. «Когда я показываю свое тело и раны, я слышу, как зрители вздрагивают», — рассказывал Хиддлстон. Но главное, конечно, погружение в психологию героя. И как написал лондонский рецензент Daily Telegraph, «смесь харизмы и эмоциональной правды в его исполнении это нечто особенное»…
Но не один только Хиддлстон причина безусловного успеха постановки. В спектакле прекрасны все: Марк Гэттис в роли Менения Агриппы, Дебора Файндлей в роли матери Кориолана Волумнии, Хэдли Фрайзер в роли Тулла Авфидия так и вовсе бесподобен.
Оригинальное решение сценического пространства («Donmar» расположен в здании бывшего склада и это всегда интересно влияет на их работы), сильная музыка, интересные костюмы и, несомненно, яркая актерская игра делают спектакль незабываемым.
Готовы спорить, после просмотра вы вслед за персонажами будете скандировать: «Gaius Marcius Coriolanus!».
Фотографии: Johan Persson