Да, Куценко этим летом не спалось, он колесил по ночному Петербургу и слушал на повторе Буланову. Не один, с Кузьмой Сапрыкиным. А заодно расследовал дело о пропавших трупах…
Полицейское бадди-муви «1703», замешанное на черном юморе, притче и чисто питерской фантасмагории, которое снимают для телеканала ТНТ и видеосервиса Premier, придумал Денис Артамонов, человек, чьи руки в тату-оммаже Кандинскому и Малевичу, — и это о многом говорит. В один из съемочных вечеров мы встретились с Денисом, чтобы выяснить, почему в придуманном им Петербурге бесконечная ночь, туман и дождь, а матерый оперуполномоченный Гоша Колпаков в депресняке. Кстати, природа словно подготовилась к нашей беседе – гремел гром, сверкали молнии и киношную палатку, в которой мы засели, грозило снести мощным ливнем.
— Денис, чего вы так депрессивно видите наш город?
— Все как Достоевский завещал. Я рос под Питером, в Луге. Лет в 16 переехал сюда. Жил в самых разных местах: от Купчино до общаги в Петергофе, мест 10 сменил. И от города у меня осталось мрачное впечатление. Тяжелый город из фильмов нуар. В первый же мой приезд в Питер у меня украли телефон – завели в подъезд и отняли. И вообще, в этом городе были и революции, и блокада. Жил главный убийца мировой литературы — Раскольников. С тех пор, как мы приехали сюда снимать сезон, в новостной ленте мелькают местные преступления. И своей странностью они не похожи на преступления в других городах! Я ощущаю мистику в этом пространстве. В какой-то момент у нас появилась присказка «Черный пес Петербург» – это мы у Шевчука позаимствовали – типа, черный пес Петербург знает, что ему нужно. Что бы ни случилось на съемочной площадке, значит, так и должно быть. Сцену пришлось вырезать, из графика выбиваемся или еще что-то – все контролирует он, «черный пес».
— А как придумался заика-опер, которого играет Гоша Куценко?
— Мне всегда хотелось извратить жанр полицейского детектива. Взять все эти кондовые сериалы про ментов, которые здесь постоянно снимают, и вывернуть их наизнанку. И в какой-то момент мне вдруг привиделась сцена, что какие-то маньяки пробираются в морг и занимаются там сексом с трупами. Я подумал: «Хм, странная идея, наверное, все в Питере происходит». Потом фантазия стала работать дальше: должно быть два мента, как в американских бадди-муви, вроде «Последнего бойскаута» и «Смертельного оружия». Они колесят по городу в какой-то тачке – сразу придумалась синяя «Субару», на которой гонял мой одногруппник из универа. И эти двое копов ищут маньяков из морга и болтают обо всем и ни о чем.
— То есть преступления – фоном?
— «1703» — не про расследование, а про людей, про то, что у них происходит в жизни. У Гоши, брутального копа – сын-трансгендер, и он никак не может это принять. Как так, парень хочет бабой стать?! Ну какое расследование может конкурировать с такой драмой? А напарник Гоши, молодой опер по кличке Москва (которую ему дал Гоша), мечтает стать стэндап-комиком. И вот они вдвоем путешествуют по ночному Петербургу на Субару и слушают Буланову.
— Почему именно Татьяну Буланову?
— Это моя давняя идея, в другие сценарии пытался вставить, а здесь она просто идеально зашла. Буланова — один из символов Питера 90-х, поколения, к которому принадлежит и герой Гоши Куценко. Для него, разочаровавшегося в женщинах, она единственная, кто его восхищает. Она для него богиня.
— Певица-то в курсе, дала добро?
— Конечно. Она снимается у нас. Сыграет саму себя. Гоша встретит ее в кафе, и она его благословит на кое-что..
…кстати, я сначала был против Гоши Куценко. Я видел в этой роли Тимофея Трибунцева – такой же брутальный, только маленького роста. И это был бы совершенно другой сериал. Поэтому на пилоте на первых сменах я сидел и думал: «Гоша – это ошибка». А потом он почувствовал героя, выдал несколько очень крутых сцен, и я понял: «Это он! Гоша Колпаков!». Ну и по-человечески мне очень нравится Гоша Куценко. Он добрый, трогательный, все его любят и, когда он на площадке, сразу появляется атмосфера. В общем, оказалось, что это правильный выбор. Черный пес Петербург все знал с самого начала.
— А что скажете про напарника мрачного капитана?
— Как и должно быть в бадди-муви, Вадик – полная противоположность Гоши. Приехал из Москвы – такой холеный, кудрявый. Гоша на нем все 8 серий отрывается, показывает свой характер. И водит по черному-черному Питеру.
— Как Вергилий по кругам ада у Данте.
— Именно по нему и водит! Вадик как чистый лист – все впитывает. «Запах женщины» с Аль Пачино, помните? Там слепой полковник под присмотром бедного студента путешествует по Нью-Йорку, и в этой поездке они оба проходят путь к самому себе и каждый преподает урок другому. Вот и у нас Гоша чему-то учит молодое поколение, а молодые ребята чему-то учат Гошу. В общем, история про то, что нет плохих поколений…
— Но есть странные города. И все же, почему в вашем кино все происходит ночью?
— Я долго искал подход к Питеру. Несколько лет думал, какой должна быть история про этот город. Меня раздражало, что все снимают в Питере истории про любовь, где влюблённые бегают в платьях по набережным и сосутся без языка. И в то же время у меня давно была идея про город, над которым почему-то никогда не встает солнце. Но продюсеры завернули идею, считали, что из-за темноты зрителю будет не по себе. И вот прошло пять лет… Мы не снимаем открыточный Петербург, у нас нет Исаакиевского собора и Эрмитажа. У нас маленькие церквушки, кладбища, морги.
— Мифами и легендами Петербурга подпитываетесь?
— Каждая серия начинается с того, что наш рассказчик в исполнении рэпера Микси гуляет с собакой по городу и вспоминает какую-нибудь легенду или сплетню про Питер, связанную с сюжетом. Я неплохо погрузился в мифологию Петербурга, какие-то легенды сам придумывал. У нас на съемках был консультант – патологоанатом с опытом более 40 лет. Он сказал, что выдуманная мною история про похищенные из морга тела на самом деле происходила в Питере в 84-м. Такие вот совпадения. Мне нравится думать, что я – проводник, через который город рассказывает свою историю. Надо только хорошо слушать.
— И потому, что Петербург, судя по всему, важное «действующее лицо», вы назвали сериал по дате его рождения?
— Это наполовину так. Петербуржцы знают, что был такой бар на Лиговке 50, культовое место – там проходили все эти знаменитые рэп-баттлы: Оксимирон против Джонни Боя, Оксимирон против Гнойного. Бар и сейчас есть. Но дух эпохи оттуда ушел. И пришел к нам. Ха. Это Ха должно звучит как Ха у Аль Пачино в «Запахе женщины». Самое лучшее Ха.
— Герой Кузьмы Сапрыкина, конечно же, не случайно приезжает именно из Москвы. Будут «бодания» между представителями обеих столиц?
— Я люблю шутки про Питер и Москву. Могу рассказать одну. Знаете, почему в Питере нет площади трех вокзалов? Потому что два других съ**ались. Никто не смеется над этой шуткой. Но мне нравится.
— Денис, скажите, а вы все время на съемочной площадке?
— От заката до рассвета. Я выбрал для себя американскую модель и выступаю как шоу-раннер, то есть автор сериала, который полностью контролирует процесс его создания. Для «1703» это важно. У нас жанр, который требует идеального сочетания драмы и шуток. А шутки в сценарии специфичные. Сергей Сенцов, режиссер, и актеры часто спрашивают, а здесь в чем шутка? Плюс почти перед каждым съемочным днем я вношу изменения в сценарий. Улучшаю. Иногда ухудшаю, но режиссер меня останавливает. Короче, это живое дело, надо быть на площадке постоянно, быть в курсе происходящего.
— Актерам волю даете? Наверняка ведь Гоша Куценко фонтанирует идеями?
— Он много чего добавляет, придумывает. Каждое четвертое его предложение мы принимаем. У него в контракте прописано, что каждое четвертое его предложение мы должны принимать.
Полный сезон сериала будет показан в эфире телеканала ТНТ.
Елена Боброва